Стратегия внутреннего аудита аудита необходима для повышения эффективности аудита и, как следствие, повышения эффективности бизнес-процессов внутри компании. Стратегия внутреннего аудита должная удовлетворять ожиданиям заинтересованных сторон, ожиданиям профессии внутреннего аудитора, ожиданиям руководителя службы внутреннего аудита, создавая добавленную стоимость организации, предоставляя ценностные предложения и рекомендации для бизнеса. Давайте поговорим обо всем по порядку.
Статья представляет интерес для: членов Совета директоров, руководителей организации, финансовых директоров, руководителей службы внутреннего аудита, внутренних аудиторов.
В данной статье даны ответы на 5 вопросов:
Аутсорсинг и косорсинг внутреннего аудита — это новое направление в услугах нашей аудиторской компании. Для того, чтобы обеспечить качество внутреннего аудита, мы изучаем международный опыт и практику внутреннего аудита мировых лидеров профессии внутренний аудитор.
В данной статье мы расскажем о ценных рекомендациях по построению службы внутреннего аудита, которые мы получили из материалов книги «Внутренний аудит по Сойеру», изд.7. Мы планируем в дальнейшем опубликовать 16 статей по материалам книги, каждая статья будет посвящена одной главе книги.
Когда мы познакомились с материалами указанного издания, то стало понятно, что наш российский внутренний аудит отстает от международной практики внутреннего аудита на 30-50 лет.
Идейный вдохновитель и один из лидеров профессии внутреннего аудитора Ларри Б.Сойер еще в 1973 году писал: «Для того, чтобы быть успешным, современный внутренний аудит должен опираться на поддержку и признание со стороны менеджмента, а также на творческий подход к оказанию услуг менеджменту… аудитор должен проводить постоянную компанию, чтобы показать свой продукт исполнительному руководству лицом, а сам продукт должен обладать таким качеством, которое вызовет и будет поддерживать интерес менеджмента».
Итак, ключевые слова фразы Сойера «творческий подход» и «поддерживать интерес менеджмента» к внутреннему аудиту.
Творческий подход у нас есть, а вот что значит «поддерживать интерес менеджмента»?
Любой успешный бизнес начинается с разработки стратегии. Хотя многие компании и службы живут и работают без стратегии, но надо понимать, что стратегия значительно повышает эффективность любого процесса.
Для того чтобы подойти к разработке стратегии внутреннего аудита, начать надо с ответов на вопросы:
Нам понравился подход в мировой практике к оценке службы внутреннего аудита с точки зрения оценки пользы, которую приносят продукты службы внутреннего аудита.
Причем польза внутреннего аудита оценивается для организации в качественном и количественном выражении. Идем по порядку, рассмотрим три краеугольных камня стратегии внутреннего аудита:
Каждая заинтересованная сторона ожидает получения пользы, а внутренний аудит должен отвечать этому ожиданию. Польза внутреннего аудита может быть определена в уникальных ценностных предложениях для заинтересованных сторон.
Другими словами, если будет польза от внутреннего аудита, тогда будет интерес к внутреннему аудиту заинтересованных сторон.
В книге «Внутренний аудит по Сойеру» представлено три основные группы заинтересованных сторон во внутреннем аудите:
Польза от службы внутреннего аудита определяется двумя факторами:
Создание добавленной стоимости организации означает генерирование более высокой выгоды, чем затраты на генерирование этой выгоды.
Говоря простыми словами, служба внутреннего аудита должна давать ценностные предложения, которые создают добавленную стоимость организации, т.е. повышают стоимость организации.
Международная практика внутреннего аудита нацелена именно на предоставлении ценностных предложений, эффект от внедрения, которых возможно оценить в количественном выражении.
В нашей российской практике успех внутреннего аудита, а также его развитие, зависит от того, насколько Совет директоров и высшее исполнительное руководство организации будет открыто для сотрудничества со службой внутреннего аудита с одной стороны, и с другой стороны, насколько служба внутреннего аудита способна принести ожидаемую пользу.
Еще в 1983 году Сойер представил внутренним аудиторам свои 10 принципов:
Согласитесь, десять принципов Сойера определяют высокие требования к профессии внутреннего аудитора. Квалифицированных кадров во внутреннем аудите мало, потому что не каждый аудитор имеет квалификацию и способности для выполнения задач внутреннего аудита.
От внутреннего аудитора требуется не только знание стандартов внутреннего аудита, этические требования, но и знание бизнес-процессов, стратегии организации.
В нашей российской практике профессия внутреннего аудитора только начинает развиваться в соответствии с нормами международной практики внутренних аудиторов.
В тоже время перспективы развития профессии внутреннего аудитора в России большие, наша аудиторская компания оказывает услуги по аутсорсингу и косорсингу функций внутреннего аудита, используя передовой международный опыт лидеров профессии внутреннего аудитора.
От руководителя службы внутреннего аудита в большей части зависит успех службы внутреннего аудита, потому что именно руководитель главным образом строит коммуникации и стратегию развития службы внутреннего аудита.
Руководитель службы внутреннего аудита обязан использовать риск-ориентированный подход, адекватно оценивая риски внутреннего аудита, которые могут повлиять на достижение стратегических целей внутреннего аудита. Во внутреннем аудите существуют шесть основных рисков, которые представлены в таблице.
Руководитель службы внутреннего аудита должен владеть инструментами управления стратегией внутреннего аудита, используя риск-ориентированный подход.
Стратегия внутреннего аудита автоматически должна следовать руководящим принципам организации. Если организация не следует структурированному процессу реализации стратегии, то руководитель внутреннего аудита должен рассмотреть передовую практику для разработки и реализации стратегии службы внутреннего аудита.
Стратегия должна основываться на понимание целей организации, целей службы внутреннего аудита и целей профессии внутреннего аудитора.
Цели могут относиться к:
В основе любой стратегии лежит допущение, что она должна приносить пользу.
Каждый руководитель службы внутреннего аудита должен обладать знаниями и опытом для применения теоретических концепций и процесса планирования стратегии внутреннего аудита, с учетом конкретных обстоятельств и требований своей службы и организации. Никакие две организации и две службы внутреннего аудита не являются одинаковыми.
Ожидания основных заинтересованных сторон и профессии внутреннего аудитора должны быть тесно увязаны со стратегией службы внутреннего аудита.
Функции внутреннего аудита, не ориентированные на создание добавленной стоимости, сводятся к минимуму, как неизбежное зло.
Чтобы далее было понятно читателям, мы напомним, что такое «драйверы стоимости».
Драйверы стоимости (value drivers) — факторы (показатели), используемые для прогнозирования будущих денежных потоков.
Драйвером стоимости является любая переменная, которая влияет на рыночную стоимость предприятия. Это могут быть ключевые переменные для компании в целом (например, рост продаж или прибыль) или ключевые переменные для отдельного подразделения (например, снижение издержек).
Далее на схеме мы представляем три краеугольных камня стратегии внутреннего аудита и процесс управления стратегией, связанных между собой в непрерывно повторяющихся циклах, и драйверы стоимости.
Таким образом, стратегия внутреннего аудита должная удовлетворять ожиданиям заинтересованных сторон, ожиданиям профессии внутреннего аудитора, ожиданиям руководителя службы внутреннего аудита, создавая добавленную стоимость организации, предоставляя ценностные предложения и рекомендации для бизнеса.
Управление стратегией внутреннего аудита является постоянным процессом, который должен реагировать на изменения в стратегии организации, а также управлять эффективностью деятельности службы внутреннего аудита.
В данной статье мы кратко изложили подходы к стратегии внутреннего аудита, исходя из международного опыта внутренних аудиторов, изложенного в первой главе книги «Внутренний аудит по Сойеру».
В заключении статьи мы хотим поделиться с читателями о том, что ценного мы почерпнули для своей практики внутреннего аудита из этой главы:
Если руководитель внутреннего аудита сможет ответить на вопрос: «Какая будет служба внутреннего аудита через 3-5 лет?», то можно быть уверенным в том, что служба внутреннего аудита принесет для клиента пользу.
Мы продолжим делится ценной информацией по внутреннему аудиту в следующих наших статьях.
Заявки на аутсорсинг и косорсинг внутреннего аудита подавайте на нашем сайте:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу