Прослеживаемые товары – это определенный список изделий, движение которых на территории России подлежит дополнительной проверки со стороны налоговой инспекции. Задача таких действий – обеспечить пристальную проверку недобросовестных импортеров, которые нелегально могут ввозить в страну иное количество товара, нежели то, что заявлено в документах.
Правила прослеживаемости вступили в силу с 1 июля 2021 года. Они утверждены Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ.
Активно система прослеживаемости товара внедрена в практику РФ с 1 июля 2021 года. С этого времени предоставлена дополнительная нормативно-правовая база, активна внедрена в систему форма контроля. И далее подробно о том, что такое прослеживаемые товары и какие категории попадают в такую совокупность, что и как изменилось для налогоплательщика – отчетность и новая форма счет-фактуры.
Начнем с того, что сразу скажем: прослеживаемость товара – это контроль сразу за всей партией продукции, которая была ввезена на территорию страны. Это не значит, что каждый товар, каждая единица получит личный идентификатор.
Прослеживаемые товары – это утвержденный список товаров, которые обязательно подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС. Если компания будет работать с такими изделиями, то это дополнительно обязует ее формировать определенную форму счет-фактуры и подавать новый отчет (правда, не всегда).
Нужно понять: система прослеживаемости работает не только один раз, когда что-то ввозиться и декларируется. Это основная ошибка. Контроль направлен на то, чтобы понять, а что с этим происходит далее. Не превышает ли количество задекларированных изделий то, которое указано в документах, не появляются новые единицы.
Выявить нужно внутри страны при многочисленных манипуляциях с продукцией. Ведь именно так работает не совсем добропорядочные налогоплательщики.
Текущая проблема в том, что система работает не так давно. Но при этом возникает вопрос, а что же делать с использованными категориями товаров. Ответ на этот вопрос не однозначен. При этом разъяснения органов власти и самих бухгалтеров, которые столкнулись с такой проблемой, диаметрально разные.
Полный перечень всех прослеживаемых товаров представлен в Приложении Постановления об утверждении Порядка прослеживаемости, принятого 25 июня 2019 года (№ 807).
Вот основные категории:
Более полные формулировки и расширенный список можно просмотреть в полном перечне прослеживаемых товаров. Вы можете по ссылке: Скачать перечень прослеживаемых товаров
Итак, у нас есть перечень прослеживаемости товаров. Но возникает вполне логичный вопрос: все ли названные категории готовой продукции подлежат дополнительному контролю. Хорошая новость – нет, не все подлежат дополнительной проверки. И вот четкий алгоритм для тех, кто желает понять, как проверить: подлежит ваше изделие прослеживаемости или нет:
Если же у вас не получилось осуществить такие действия, то можно пойти проще. Сейчас на официальном сайте Фискальной налоговой службы разработан и активно работает специальный сервис для такой функции. Можно легко и просто определить данную информацию абсолютно бесплатно.
Алгоритм такой:
Если информация была для вас полезной, пожалуйста оставьте комментарий под этой статей. Нам важно видеть вашу обратную связь.
Почему так важно иметь именно цифры. Бывают ситуации, когда само название товара не дает информации о том, включено данное изделие в конкретный список или нет. Тогда берем именно ТН ВЭД АЕЭС и проверяем, соответствуют реквизиты какой-либо категории или нет. Здесь важны не наименования, а цифры, реквизиты. И именно это объясняет, почему в таких хозяйственных операциях необходим электронный, а не бумажный документооборот.
Вы можете скачать заполненный образец по ссылке: Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами
Летом 2021 года в действующее законодательство были введены правки (в Налоговый Кодекс РФ, ст.23), согласно чего, теперь абсолютно все компании и индивидуальные предприниматели должны будут работать по-новому. Новшество актуально для тех субъектов, которые работают с прослеживаемыми товарами. Теперь они обязаны отчитаться по такой деятельности и подать в налоговую инспекцию соответствующую отчетность.
Сравнить такую отчетность можно с отчетностью по налогу на добавленную стоимость. Причина – отчетный период и сроки подачи аналогичны, поэтому легко запомнить, что и куда подавать. Так новый отчет по прослеживаемым товарам необходимо будут подавать по итогу отчетного квартала. Срок предоставления – до 25 числа месяца, следуемого за отчетным периодом.
Но здесь есть нюанс: в такой отчет необходимо включать только те операции, которые не вошли в сформированный ранее отчет по НДС. Если же операции вошли, тогда все проще, отдельно их декларировать в другой отчетной форме не нужно.
Общий алгоритм составления отчетности:
Могут ли с прослеживаемыми товарами работать предприятия, не являющиеся плательщиком НДС? Конечно, могут. Но тогда они не могут формировать счет-фактуру. В таком случае при реализации товара они формируют иной подобный документ в электронном виде. Потом все операции по прослеживаемым товарам включают в отчет на основании утвержденного Положения.
Скачать образец заполнения счёта-фактуры с 1 июля
По поводу отчета понятно, это абсолютно новая норма, которую нужно соблюсти. Иначе предусмотрена административная ответственность. Да и дополнительное внимание со стороны налоговых органов.
Но есть и другая новая обязанность – теперь компаниям, которые работают по правилам прослеживаемости товаров, необходимо изменить и правила подачи счет-фактуры. Теперь ее нельзя предоставлять в бумажном виде. Использоваться должна только электронная форма документа.
Поправка: новое правило актуально не для всех субъектов хозяйствования.
Так есть исключения:
Они освобождены от прослеживаемости товара. Такие нормы регламентированы ст.169 Налогового Кодекса РФ. И здесь, конечно, сразу нужно выделить проблему – теперь товарооборот может происходить только между теми субъектами, которые ведут электронный документооборот и могут сформировать электронную счет-фактуру.
Если по каким-то причинам ИП ведет бумажный документооборот, у него нет лицензированного программного продукта, то и работать с прослеживаемыми товарами они не могут. Вернее, не так: он то может работать, другой вопрос, будет ли сотрудничать с ним контрагент, который не получит бумажную счет-фактуру и не сможет заявить о вычете по НДС. Ответ понятен.
И здесь другая проблема, с которой столкнулись на практике. А что делать со счет-фактурами, которые выписаны с 1 по 8 июля. Ведь фактически Положение о прослеживаемости товаров, а также прилагающийся к нему список соответствующих документов, вступил в силу только с 8 июля. Следовательно, субъекты до этого периода имеют право выставлять счет-фактуру в бумажном виде. Другой вопрос в том, захочет ли контрагент принимать во внимание такие бумаги. Это уже зависит от каждого партнера.
Также не забудьте о том, что использовать нужно не старую, а новую форму документа. Там введены дополнительные реквизиты, добавлены строки.
И особенность в том, что использовать такой формат документа должны абсолютно все. Не важно, вы работаете с прослеживаемыми товарами или нет. Новый бланк счет-фактуры – обязанность абсолютно для всех налогоплательщиков.
Нарушить указанную норму можете не только вы. Вы можете работать с контрагентом, который по не знанию, или по другим причинам будет использовать старый формат документа. Так вот в таком случае у вас как плательщика НДС могут быть большие проблемы при оформлении вычета по НДС.
Налоговая инспекция при камеральной проверке может запросить детализированные бумаги, выявив не ту форму бумаги. Не стоит говорить, что последует далее. В вычете может быть отказано. Поэтому лучший выход – сразу запрашивать корректные бумаги.
Новая форма счет-фактуры содержит новые графы как раз для того, чтобы отразить информацию о прослеживаемости товаров. Это специальные графы с 11 по 13. И здесь специфика: такие графы заполняются только в электронном виде (помним, что используем только электронный формат документов).
Формировать такие реквизиты при формировании бумажной счет-фактуры не нужно. Правда, если все-таки из-за некорректной работы программы данные сведения сформировались, то ничего страшного. Это не критично и просто тогда их заполнять не нужно. Это официальное мнение ФНС.
Особенности заполнения граф:
У некоторых компаний, работающих в сфере реализации импортных товаров, которые не подлежат прослеживаемости, возникает вопрос. В частности, а что указывать в графе 11 и нужно ее заполнять вообще. Да, нужно. Здесь тогда указывается информация о таможенной декларации.
РНПТ – это регистрационный номер прослеживаемости товара. Некий идентификатор, который должен быть присвоен всем товарам, которые ввезены на территорию РФ и попадают в категорию прослеживаемости.
Далее такой идентификатор будет фигурировать во всех операциях, которые связаны с реализацией и покупкой таких категорий продукции. Причина – налоговая инспекция и таможенные органы получили дополнительную функцию контроля.
Задача – на рынке России должно обращаться такое количество товаров, которое фактически было ввезено в страну. Если же какие-то изделия были ввезены в государство незаконно, следовательно, это отразится в специальной базе.
Это позволит контролировать нелегальный ввоз товаров. Минимизировать потери бюджета из-за таких несанкционированных действий компаний и ИП. Ведь это весомая статья, не позволяющая наполнить бюджет государства.
Если не верите, что такое может быть на практике, зря. Реальный мониторинг показывает, что еще несколько лет назад такие сделки были повсеместными. Например, в страну могли через таможню оформить 200 мониторов или других единиц техники, а уже через месяц эта же компания реализовала покупателю 1200 штук таких изделий. Понять, сколько теряет государство от таких действий, легко.
В контексте такой ситуации особая роль отведена контролю за НДС. Налоговая служба должна будет проанализировать ситуацию и понять, кто же незаконно заявил о возмещении, или кто не заплатил полагающийся НДС вообще. Ведь 20% от такого оборота – это хорошая дополнительная статья наполнения казны РФ.
Некоторые варианты, где можно увидеть РНПТ:
Вполне логичный вопрос для всех: а может ли когда-то прекратиться данная цепочка взаимоотношений, подлежащая дополнительному контролю. Ответ положительный. Такие ситуации предусмотрены:
Например, из списка уберут детские коляски, тогда они не будут принимать участие в такой системе.
Работать с прослеживаемыми товарами или нет, решает каждый самостоятельно. Конечно, прекращать деятельность или ориентироваться на другие товары точно не стоит только из-за такой особенности работы рынка. Лучше – хорошо подготовиться и все. Каких-то особых сложностей при чистой работе это не принесет.
Вот и все. Как видно из представленного алгоритма, то особых проблем такая система контроля не принесет. Достаточно соблюдать законы. Другой вопрос, что для тех налогоплательщиков, которые играли не совсем честно и работали с нелегальными партиями, настали сложные времена. Теперь невозможно будет работать с таким механизмом оптимизации налогов.
С одной стороны, внеоборотный актив б/у типа не является товаром, при условии, что компания не собирается его продавать. Следовательно, бухгалтера не считают нужным, приравнивать тот же использованный монитор или иную технику к прослеживаемым товарам. Но мнение ФНС не так однозначно. Они считают, что монитор в теории – это товар и компания обязана подать в налоговую инспекцию уведомление об остатках. При условии, что такие активы были на балансе до июля 2021 года.
Вполне логичный вопрос, зачем такие действия, если монитор через 3 года поломается и его вполне свободно можно списать. Конечно, да, не совсем понятны такие действия. И, например, если будет происходить списание, то тогда надо проинформировать ФНС о том, что актив выбыл из оборота (тогда прослеживаемость прекращается). Поэтому рекомендуется отправить уведомление, получить РНПТ.
Юридическое лицо, приобретая товар в розницу, все равно обязано получить от продавца счет-фактуру. Может быть ситуация, когда актив будет приобретать именно физическое лицо – подотчетное лицо. Конечно, розничный магазин вряд ли предложит ему электронную счет-фактуру. Но в этом вопросе Минфин однозначен – необходимо предупредить, что приобретение – для юридического лица и магазин обязан сформировать документ.
Нужно попросить электронный формат документа. Иные варианты не работают. Можно попросить контрагента бумажный документ сформировать в электронном. Тем более, если он работает с данными категориями товаров, то это ему все-равно необходимо.
Может быть иная ситуация, когда вам как-то сформируют счет-фактуру, но в ней половина реквизитов будет отсутствовать, особенно новых сведений. И здесь можно подать жалобу на конкретного поставщика. Кстати, сейчас их очень много. Но рекомендуем до тех пор, пока вы напишите жалобу, сообщить об этом поставщику. Эти действия могут сработать.
Итак, если вы приобрели б/у мониторы после 8 июля, то тогда продавец уже должен быть уведомить об этом налоговую инспекцию и при продажи предоставить вам корректную счет-фактуру с учетом прослеживаемости. Допускаем, что этого могли и не сделать. Тогда ваша задача все-таки направить в ФНС уведомление об остатках и получить РНПТ. Это дает гарантию, что при продаже вы сможете легко их реализовать без дополнительных вопросов.
По этому вопросу есть официальное пояснения Минфина РФ, Письмо ФНС от 12.05.2021. В таком случае рекомендуется в бумагах указывать именно наименование целого комплекта, а не нескольких товаров.
Прослеживаемые товары – это утвержденный список изделий, которые регламентирован внутренними нормативными документами. Все они – ввозятся на территорию РФ из других стран.
То есть под контроль попадают импортные товары. Правда, это не значит, что все ввозимые изделия попадают под такой контроль.
Основная задача таких действий со стороны ФНС – это не допустить неоправданной завышение вычета по НДС, предотвратить нелегальный ввоз товара. Именно поэтому введен новый дополнительный отчетный документ по прослеживаемым товарам, изменена форма счет-фактуры, которую теперь необходимо формировать только в электронном виде.
Если у вас есть вопросы бухгалтеру или аудитору, то можете оставить заявку на бесплатную консультацию с нашими специалистами:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу