Переход на налоговый мониторинг позволит сменить стандартную проверку на дистанционное взаимодействие между налогоплательщиком и ФНС. Такая форма проверки становится доступнее и позволяет минимизировать налоговые риски, не сталкиваясь с доначислениями. Теперь налогоплательщик может быстро согласовывать с ФНС позицию по налогообложению проведенных и будущих операций.
Налоговый мониторинг – современная форма контроля, по которой ФНС взаимодействует с налогоплательщиком онлайн, получая дистанционный доступ к отчетам и информационным базам данных. Теперь ФНС может отслеживать корректность расчета и взимаемых платежей в онлайн-режиме.
Налоговый мониторинг используется для крупных компаний-налогоплательщиков с 2016 года. Современная форма контроля способствует достижению большей степени доверия между юридическим лицом и контролирующими органами.
Уполномоченные органы контролируют сборы, налоги, взносы и обязательства, исполняемые организацией. Проведение такого контроля осуществляется добровольно, а налогоплательщику нужно соответствовать определенным критериям.
Переход на налоговый мониторинг имеет такие преимущества:
Переход на налоговый мониторинг – важнейший этап цифровизации органов госконтроля. Теперь ФНС не организует камеральные проверки для анализа деятельности компании. Все, что нужно сотрудникам ФНС – отслеживать процессы с использованием специального алгоритма и анализировать исключительно те операции, которые выглядят сомнительно.
Наконец, еще одно преимущество нововведений – в том, что переход осуществляется на добровольной основе. Компания сама принимает решение о том, стоит ли ей переходить на новую форму контроля.
Переход на налоговый мониторинг позволит уменьшить финансовые риски и вероятность дополнительных начислений по итогам проверок ФНС. В результате компания сможет составлять безошибочные расчеты грядущей нагрузки.
Минусы:
Несмотря на недостатки новой системы, на нее переходит все больше компаний ежегодно.
Перейти на современную форму контроля смогут компании, которые соответствуют определенным критериям по НК РФ:
Указанные требования необязательны для тех компаний, которые планируют продлить уже действующий порядок налогового мониторинга.
Мониторинг налогового контроля может проводиться тремя способами:
Компания самостоятельно выбирает метод взаимодействия с ФНС. Выбор зависит от нескольких факторов: финансовые и технические возможности, материальное обеспечение, степень развития электронного документооборота.
Организации необходимо точно в указанные законом сроки направлять документацию, внося ее в электронную базу. Через нее представители ФНС осуществляют контроль. После этого нужно обратиться в ФНС и разработать план перехода на новую систему.
Переход на налоговый мониторинг предусматривает подготовку определенного пакета документов. Мы собрали для вас шаблоны заявлений, форм и справочных материалов, которые вы можете скачать:
Общий порядок действий выглядит так:
Организовать переход на налоговый мониторинг допускается до 1 сентября года, который идет перед годом мониторинга. При отправке заявления в 2022 году юридическое лицо сможет перейти на новую форму с 1 января следующего года.
Запрашиваемые документы:
При сборе указанных документов потребуется взаимодействовать с сотрудниками ФНС, а также дождаться их согласования. Чтобы успеть до указанной в законе даты, рекомендуется подготовить пакет документации заранее.
Переход на налоговый мониторинг доступен и юрлицам с госучастием.
Сроки подачи в ФНС документов такие:
Также необходимо учитывать и сроки подачи документов о системе внутриорганизационного контроля:
Регламент предназначен для согласования с представителями ФНС порядка взаимодействия. Его форма включает такие элементы:
В регламенте информационного взаимодействия необходимо указать такие данные:
Если каких-либо сведений будет недостаточно, представители ФНС потребуют соответствующих дополнений. Максимальный срок ответа – 10 рабочих дней.
Если регламент не отвечает действующим требованиям, то юридическое лицо может столкнуться с отказом в переходе на современный порядок контроля. В этом случае потребуется исправить все недочеты и в дальнейшем повторно направить заявление на переход.
Система внутриорганизационного контроля – методы, которые разработаны юрлицом для удобного ведения коммерческой деятельности. Данная система разрабатывается для выполнения таких задач:
Документ с описанием системы внутриорганизационного контроля содержит массу данных, поэтому при его составлении юридическое лицо пользуется аудиторской помощью. Объясняется это тем, что разработка системы внутреннего контроля – затратный по времени процесс, и у штатных сотрудников нет на это времени из-за выполнения рабочих обязанностей. Наконец, в ходе аудиторской проверки информацию из этого документа проверяют особенно тщательно. Дополнительно она должна соответствовать международным нормам. Если организация организует переход на налоговый мониторинг, ей в обязательном порядке нужно проводить аудит.
Аудит системы внутреннего контроля необходим для руководителей компании, ее собственников и ФНС. Подобные данные указываются в регламенте информационного взаимодействия.
По статистике, составление системы внутреннего контроля – самый сложный для компаний этап, поскольку он законодательно отрегулирован меньше всего.
Существует пять критериев, по которым можно оценить систему внутреннего контроля:
Также необходима дорожная карта по переходу на налоговый мониторинг.
Все перечисленные документы предоставляются в ФНС в установленные законом сроки.
Руководство ФНС принимает решение об организации мониторинга или об отказе в его проведении до 1 ноября того года, в котором от компании поступило заявление. Если компания подала заявление до 1 сентября 2022 года, то решение она получит до 1 ноября 2023 года, и тогда переход на налоговый мониторинг будет проведен с 1 января 2023 года.
Причинами отказа могут быть такие обстоятельства:
С момента принятия положительного или отрицательного решения компания получает информацию о нем в течение последующих пяти рабочих дней. Если условия налогового мониторинга соблюдены, то организация получит положительное решение.
НК РФ описывает порядок проведения контроля. Представители ФНС отслеживают соответствие цифр в отчетности фактическим показателям. Если система автоматически обнаружила, что данные не соответствуют друг другу, то ФНС отправляет компании запрос по поводу дальнейших объяснений. У компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы исправить ошибку или дать свои объяснения.
Что касается мотивированного мнения, то это позиция ФНС, касающаяся добросовестности выплат, корректности отчетов и оформленных взносов. Благодаря данной позиции компания быстро оформит налогообложение сделок, которые проводятся или только планируются ею. В течение мониторинга ФНС сама составляет мнение, однако и компания может направить соответствующий запрос об этом в уполномоченные органы.
Схема взаимодействия выглядит примерно так:
Если юрлицо не согласно с мотивированным мнением со стороны контролирующих органов, то они в течение 3 рабочих дней направляют документы в ФНС РФ для проведения процедуры по взаимному соглашению. Данный орган может оставить мотивированное мнение без изменений или отменить его.
Переход на налоговый мониторинг требует полного соответствия действующим нормам и правилам. При их несоблюдении его завершат до окончания срока действия в одностороннем порядке.
Рассмотрим причины досрочного завершения современной формы контроля над финансовой деятельностью юридического лица.
Пример: компания нарушила регламент информационного взаимодействия. Вследствие этого службу налогового мониторинга провести не получится.
Если ФНС выявила факт предоставления компанией некорректных данных, то уполномоченные органы могут досрочно завершить мониторинг. По этой причине необходимо внимательно перепроверять сведения, указываемые в отчетах, и своевременно устранять выявленные ошибки.
Если компания два раза и чаще отклоняется от действующих норм, то данное нарушение становится систематическим. В случае если компания постоянно не предоставляет запрашиваемые документы и разъяснения или нарушает сроки их отправки, то представители ФНС вправе досрочно завершить мониторинг.
Если подобный режим оказался для компании неудобным, хотя она и выполняет все требования, то у нее есть возможность отказаться от такой формы налогового мониторинга. Ей необходимо проинформировать сотрудников ФНС до 1 декабря того года, за который организуется мониторинг, о своем отказе. Если компания не успеет отправить уведомление в срок, то сотрудники ФНС продолжат проводить мониторинг и в следующем году.
Чтобы использовать новую форму взаимодействия с ФНС, компания должна соответствовать критериям перехода на налоговый мониторинг. Уже сейчас стоит позаботиться о переходе на новую форму взаимодействия с ФНС.
Технологическое развитие и масштабность технологий приведут к тому, что контроль компаний и предпринимателей станет полностью дистанционным. Сегодня компании, которые перешли на современную форму контроля, могут в короткие сроки решать проблемы и ошибки, а также оптимизировать бухгалтерские процессы.
Подключение к обновленной системе мониторинга уменьшает риски юрлица, а также обеспечивает более быстрое и эффективное решение споров с ФНС.
К тому же ФНС и финансовые органы нацелены на увеличение количества пользователей новой системы. В то же время подключение к мониторингу – сложная и трудоемкая для компании задача. Ей необходимо привести в соответствие внутренний контроль и задокументировать его системы. В связи с этим многие компании заказывают сторонний аудит для получения квалифицированной помощи в подготовке документов.
Мы поможем подготовить компанию к переходу на налоговый мониторинг, обеспечим взаимодействие с ФНС. Более подробную информацию узнавайте у наших специалистов:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу