Развитие руководителей и персонала внутреннего аудита
05.03.2022Внутренний аудит ПАО — организация и проведение внутреннего аудита в публичном акционерном обществе
16.03.2022Переход на Налоговый мониторинг ФНС в 2022 году. Как перейти на новую форму налогового контроля?
Переход на налоговый мониторинг позволит сменить стандартную проверку на дистанционное взаимодействие между налогоплательщиком и ФНС. Такая форма проверки становится доступнее и позволяет минимизировать налоговые риски, не сталкиваясь с доначислениями. Теперь налогоплательщик может быстро согласовывать с ФНС позицию по налогообложению проведенных и будущих операций.
Переход на Налоговый мониторинг ФНС — плюсы и минусы
Налоговый мониторинг – современная форма контроля, по которой ФНС взаимодействует с налогоплательщиком онлайн, получая дистанционный доступ к отчетам и информационным базам данных. Теперь ФНС может отслеживать корректность расчета и взимаемых платежей в онлайн-режиме.
Налоговый мониторинг используется для крупных компаний-налогоплательщиков с 2016 года. Современная форма контроля способствует достижению большей степени доверия между юридическим лицом и контролирующими органами.
Уполномоченные органы контролируют сборы, налоги, взносы и обязательства, исполняемые организацией. Проведение такого контроля осуществляется добровольно, а налогоплательщику нужно соответствовать определенным критериям.
Переход на налоговый мониторинг имеет такие преимущества:
- Отказ от стандартных форм контроля экономит время. Предельный срок проверки сокращается с 4,5 лет до 1 года и 9 месяцев, поскольку открытый 3-летний период для организации выездной проверки больше не предусмотрен.
- Объем запрашиваемой документации становится меньше.
- Можно быстро согласовывать нюансы налогообложения различных операций – как уже проведенных, так и будущих. ФНС предоставит обоснование своего мнения, касающегося определенной сделки.
- Если налогоплательщик выполнит обоснованное мнение ФНС, то он избежит начисления пени и штрафов.
- Поскольку ФНС получает исчерпывающие платежные и финансовые данные, степень доверия к налогоплательщику у нее повышается. Организация получает возможность доказать, что она – надежный и добросовестный налогоплательщик, который предоставляет прозрачную и корректную отчетность.
Переход на налоговый мониторинг – важнейший этап цифровизации органов госконтроля. Теперь ФНС не организует камеральные проверки для анализа деятельности компании. Все, что нужно сотрудникам ФНС – отслеживать процессы с использованием специального алгоритма и анализировать исключительно те операции, которые выглядят сомнительно.
Наконец, еще одно преимущество нововведений – в том, что переход осуществляется на добровольной основе. Компания сама принимает решение о том, стоит ли ей переходить на новую форму контроля.
Переход на налоговый мониторинг позволит уменьшить финансовые риски и вероятность дополнительных начислений по итогам проверок ФНС. В результате компания сможет составлять безошибочные расчеты грядущей нагрузки.
Минусы:
- Проведение налогового мониторинга инспекторами ФНС никогда не прерывается.
- Компания должна обеспечить налоговиков доступом к своим информационным базам данных, а также регулярно обновлять в них сведения.
- Поскольку доступ к информационным базам данных расширен, увеличивается риск утечки важных сведений третьим лицам.
- Переход на налоговый мониторинг делает учет прозрачным, поэтому обязательные платежи для компании возрастают.
- Требования к системе внутриорганизационного учета и контроля ужесточаются.
- Переход на новую форму увеличивает время, финансовые и трудовые затраты компании.
Несмотря на недостатки новой системы, на нее переходит все больше компаний ежегодно.
Критерии перехода на налоговый мониторинг
Перейти на современную форму контроля смогут компании, которые соответствуют определенным критериям по НК РФ:
- Минимальная общая сумма налогов за календарный год до года отправки заявления – 100 млн ₽. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, НДС, страховые взносы. Не учитываются налоги, которые перечисляются при перевозке продукции через таможенную границу ЕАЭС.
- Общий размер прибыли – от 1 млрд ₽.
- Общий размер активов на 31 декабря того года, который идет до года подачи заявления – от 1 млрд ₽.
Указанные требования необязательны для тех компаний, которые планируют продлить уже действующий порядок налогового мониторинга.
Мониторинг налогового контроля может проводиться тремя способами:
- Компания открывает для ФНС доступ к электронному архиву, CRM-системе или бухгалтерской системе.
- Разрабатывается электронное хранилище информации. Оно необходимо для выгрузки документации, запрашиваемой представителями ФНС.
- Компания отправляет данные через сотрудника ФСН. Данный способ доступен до 31.12.2023 и при этом не пользуется популярностью.
Компания самостоятельно выбирает метод взаимодействия с ФНС. Выбор зависит от нескольких факторов: финансовые и технические возможности, материальное обеспечение, степень развития электронного документооборота.
Организации необходимо точно в указанные законом сроки направлять документацию, внося ее в электронную базу. Через нее представители ФНС осуществляют контроль. После этого нужно обратиться в ФНС и разработать план перехода на новую систему.
Порядок перехода на налоговый мониторинг ФНС
Переход на налоговый мониторинг предусматривает подготовку определенного пакета документов. Мы собрали для вас шаблоны заявлений, форм и справочных материалов, которые вы можете скачать:
- Форма-уведомления-об-отзыве-заявления-о-проведении-налогового-мониторинга
- Форма-учетной-политики-для-целей-налогообложения-организации
- Формат-представления-регламента-информационного-взаимодействия-в-электронной-форме
- Формат-представления-уведомления-об-отзыве-заявления-о-проведении-налогового-мониторинга-в-электронной-форме
- Формат-представления-учетной-политики-для-целей-налогообложения-организации-в-электронной-форме
- Формат-представления-заявления-о-проведении-налогового-мониторинга-в-электронной-форме
- Формат-представления-информации-об-организации-системы-внутреннего-контроля-организации-в-электронной-форме
- Форма-регламента-информационного-взаимодействия
- Формат-представления-заявления-об-отказе-в-проведении-налогового-мониторинга-в-электронной-форме
- Форма-информации-об-организации-системы-внутреннего-контроля-организации
- Форма-информации-об-организациях-о-физических-лицах-которые-прямо-и-или-косвенно-участвуют-в-организации
- Требования-к-регламенту-информационного-взаимодействия
- Форма-заявления-об-отказе-в-проведении-налогового-мониторинга
- Перечень-направлений-выявления-рисков
- Заявление-о-проведении-налогового-мониторинга
Общий порядок действий выглядит так:
- Компания информирует ФНС о своем желании перейти на новую форму контроля.
- ФНС проверяет, соответствует ли налогоплательщик всем предъявляемым к нему требованиям.
- Организация оформляет пакет документации для перехода на налоговый мониторинг.
- Юрлицо направляет в ФНС заявление и пакет запрашиваемых справок.
Организовать переход на налоговый мониторинг допускается до 1 сентября года, который идет перед годом мониторинга. При отправке заявления в 2022 году юридическое лицо сможет перейти на новую форму с 1 января следующего года.
Запрашиваемые документы:
- Регламент информационного взаимодействия.
- Сведения о физлицах и юрлицах, напрямую или опосредованно участвующих в компании (с долей участия не ниже 25%).
- Учетная политика налогообложения за тот год, в течение которого подается заявление на переход. В политике необходимо предоставить особенности отражения в регистрах налогового и бухучета прибыли, расходов. Дополнительно запрашиваются данные о регистрах налогового и бухучета.
- Документация компании, по которой работает система внутриорганизационного контроля.
При сборе указанных документов потребуется взаимодействовать с сотрудниками ФНС, а также дождаться их согласования. Чтобы успеть до указанной в законе даты, рекомендуется подготовить пакет документации заранее.
Переход на налоговый мониторинг доступен и юрлицам с госучастием.
Сроки подачи в ФНС документов такие:
- Учетная политика бухучета с приложенным актуальным планом счетов – до 1.03.2022.
- Учетная политика налогового учета – до 1.03.2022.
- Данные о физлицах и юрлицах, непосредственно или опосредованно участвующих в компании с долей до 25% – при отправке заявления о проведении контролирующих мероприятий. После этого данные нужно направлять каждый год на первое число месяца и до 31 января текущего года.
- Регистры бухучета – не позже месяца с момента предоставления расчета, декларации или уточнения.
- Ведомости по обороту и сальдо по счетам бухучета, аналитические и общие регистры учета – не позже месяца с момента предоставления декларации или ее уточнения по налогу на доходы.
- Описание строк расчетов и деклараций – не позже месяца с момента отправки декларации, уточнения или расчета.
- Первичная документация по учету – не позже 10 рабочих дней с момента получения от ФНС соответствующего запроса.
Также необходимо учитывать и сроки подачи документов о системе внутриорганизационного контроля:
- Налоговые риски юридического лица – каждый квартал на первое число месяца.
- Данные о рисках по конкретным операциям и сделкам – каждый квартал по состоянию на первое число месяца.
- Контрольные действия – на момент отправки заявления о переходе на налоговый мониторинг.
- Сформированная матрица рисков и процедур – каждый квартал по состоянию на первое число месяца.
- Итоги контрольных процедур – до первого числа второго месяца, который идет за завершением квартала.
- Оценка системы внутриорганизационного контроля – в ходе отправки заявления о переходе на налоговый мониторинг.
- Данные об оптимизации системы внутриорганизационного контроля – до 1 ноября данного года.
- Сведения о разработке системы внутриорганизационного контроля – в ходе отправки заявления о проведении контролирующих мероприятий.
Рекомендации по составлению регламента информационного взаимодействия
Регламент предназначен для согласования с представителями ФНС порядка взаимодействия. Его форма включает такие элементы:
- титульный лист;
- особенности представления данных в ФНС;
- описание показателей отчетности;
- данные о системе внутреннего контроля и правилах указания изменений;
- прикладываемые документы.
В регламенте информационного взаимодействия необходимо указать такие данные:
- Дата и порядок предоставления документации и данных, имеющих отношение к расчету финансовых обязательств (дистанционно).
- Особенности получения уполномоченными органами доступа к системам с документацией и сведениями, выступающими в качестве основания для формирования обязательств перед государством. Указанным вариантом можно заменить первый пункт, однако если юрлицом предоставлено только подключение к информационным системам, дополнительно нужно определить время доступа в процессе проверки деятельности организации и в течение дальнейших трех лет.
- План, по которому налоговые инспекторы ознакомятся с оригиналами документации.
- Особенности и описание регистров налогового и бухучета.
- Сведения о системе контроля компании за операциями, корректностью расчета и зачислением в бюджет платежей.
Если каких-либо сведений будет недостаточно, представители ФНС потребуют соответствующих дополнений. Максимальный срок ответа – 10 рабочих дней.
Если регламент не отвечает действующим требованиям, то юридическое лицо может столкнуться с отказом в переходе на современный порядок контроля. В этом случае потребуется исправить все недочеты и в дальнейшем повторно направить заявление на переход.
Составление документа о системе внутреннего контроля
Система внутриорганизационного контроля – методы, которые разработаны юрлицом для удобного ведения коммерческой деятельности. Данная система разрабатывается для выполнения таких задач:
- Выполнение поставленных планов.
- Сохранение активов.
- Обнаружение некорректного исчисления и поздней уплаты взносов, сборов, их оценка, снижение и устранение подобных негативных последствий.
- Обнаружение некорректных данных при расчете размеров взносов, сборов, их исправление, минимизация ошибок, обеспечение своевременного внесения платежей.
- Подготовка всех видов отчетности точно в срок.
Документ с описанием системы внутриорганизационного контроля содержит массу данных, поэтому при его составлении юридическое лицо пользуется аудиторской помощью. Объясняется это тем, что разработка системы внутреннего контроля – затратный по времени процесс, и у штатных сотрудников нет на это времени из-за выполнения рабочих обязанностей. Наконец, в ходе аудиторской проверки информацию из этого документа проверяют особенно тщательно. Дополнительно она должна соответствовать международным нормам. Если организация организует переход на налоговый мониторинг, ей в обязательном порядке нужно проводить аудит.
Аудит системы внутреннего контроля необходим для руководителей компании, ее собственников и ФНС. Подобные данные указываются в регламенте информационного взаимодействия.
По статистике, составление системы внутреннего контроля – самый сложный для компаний этап, поскольку он законодательно отрегулирован меньше всего.
Существует пять критериев, по которым можно оценить систему внутреннего контроля:
- Разработана контрольная среда со стандартами профессионализма, поведения и этики сотрудников. Определены функционал и квалификация сотрудников, которые ответственны за рассматриваемую систему.
- Предусмотрена конкретная система управления рисками, которая снижает воздействие отрицательных факторов или полностью их предотвращает.
- Организуются процедуры по снижению ошибок учета или их предотвращение.
- Соблюдаются правила и требования, которые выдвигаются к информационной системе, выступающей основой для системы внутреннего контроля.
- Организован контроль средств для их дальнейшей оптимизации.
Также необходима дорожная карта по переходу на налоговый мониторинг.
Все перечисленные документы предоставляются в ФНС в установленные законом сроки.
Получение ответа от ФНС
Руководство ФНС принимает решение об организации мониторинга или об отказе в его проведении до 1 ноября того года, в котором от компании поступило заявление. Если компания подала заявление до 1 сентября 2022 года, то решение она получит до 1 ноября 2023 года, и тогда переход на налоговый мониторинг будет проведен с 1 января 2023 года.
Причинами отказа могут быть такие обстоятельства:
- Финансовые показатели рассчитаны неправильно.
- Заявитель предоставил не все запрашиваемые документы.
- Регламент информационного взаимодействия не отвечает действующим законодательным нормам.
С момента принятия положительного или отрицательного решения компания получает информацию о нем в течение последующих пяти рабочих дней. Если условия налогового мониторинга соблюдены, то организация получит положительное решение.
НК РФ описывает порядок проведения контроля. Представители ФНС отслеживают соответствие цифр в отчетности фактическим показателям. Если система автоматически обнаружила, что данные не соответствуют друг другу, то ФНС отправляет компании запрос по поводу дальнейших объяснений. У компании есть 5 рабочих дней на то, чтобы исправить ошибку или дать свои объяснения.
Что касается мотивированного мнения, то это позиция ФНС, касающаяся добросовестности выплат, корректности отчетов и оформленных взносов. Благодаря данной позиции компания быстро оформит налогообложение сделок, которые проводятся или только планируются ею. В течение мониторинга ФНС сама составляет мнение, однако и компания может направить соответствующий запрос об этом в уполномоченные органы.
Схема взаимодействия выглядит примерно так:
- ФНС выявляют нарушения и информируют компанию о том, что у них возникло основание для составления мотивированного мнения.
- Компания исправляет выявленные ошибки или оформляет объяснение случившемуся. На это у нее есть 15 дней.
- Мотивированное мнение аннулируется, если представители ФНС убеждаются в отсутствии правонарушения.
Если юрлицо не согласно с мотивированным мнением со стороны контролирующих органов, то они в течение 3 рабочих дней направляют документы в ФНС РФ для проведения процедуры по взаимному соглашению. Данный орган может оставить мотивированное мнение без изменений или отменить его.
Сложности налогового мониторинга
Переход на налоговый мониторинг требует полного соответствия действующим нормам и правилам. При их несоблюдении его завершат до окончания срока действия в одностороннем порядке.
Рассмотрим причины досрочного завершения современной формы контроля над финансовой деятельностью юридического лица.
Неисполнение регламента информационного взаимодействия
Пример: компания нарушила регламент информационного взаимодействия. Вследствие этого службу налогового мониторинга провести не получится.
Предоставление некорректных данных
Если ФНС выявила факт предоставления компанией некорректных данных, то уполномоченные органы могут досрочно завершить мониторинг. По этой причине необходимо внимательно перепроверять сведения, указываемые в отчетах, и своевременно устранять выявленные ошибки.
Постоянное несоблюдение правил, касающихся отправки документации и разъяснений
Если компания два раза и чаще отклоняется от действующих норм, то данное нарушение становится систематическим. В случае если компания постоянно не предоставляет запрашиваемые документы и разъяснения или нарушает сроки их отправки, то представители ФНС вправе досрочно завершить мониторинг.
Если подобный режим оказался для компании неудобным, хотя она и выполняет все требования, то у нее есть возможность отказаться от такой формы налогового мониторинга. Ей необходимо проинформировать сотрудников ФНС до 1 декабря того года, за который организуется мониторинг, о своем отказе. Если компания не успеет отправить уведомление в срок, то сотрудники ФНС продолжат проводить мониторинг и в следующем году.
Переход на налоговый мониторинг — наше будущее
Чтобы использовать новую форму взаимодействия с ФНС, компания должна соответствовать критериям перехода на налоговый мониторинг. Уже сейчас стоит позаботиться о переходе на новую форму взаимодействия с ФНС.
Технологическое развитие и масштабность технологий приведут к тому, что контроль компаний и предпринимателей станет полностью дистанционным. Сегодня компании, которые перешли на современную форму контроля, могут в короткие сроки решать проблемы и ошибки, а также оптимизировать бухгалтерские процессы.
Подключение к обновленной системе мониторинга уменьшает риски юрлица, а также обеспечивает более быстрое и эффективное решение споров с ФНС.
К тому же ФНС и финансовые органы нацелены на увеличение количества пользователей новой системы. В то же время подключение к мониторингу – сложная и трудоемкая для компании задача. Ей необходимо привести в соответствие внутренний контроль и задокументировать его системы. В связи с этим многие компании заказывают сторонний аудит для получения квалифицированной помощи в подготовке документов.
Мы поможем подготовить компанию к переходу на налоговый мониторинг, обеспечим взаимодействие с ФНС. Более подробную информацию узнавайте у наших специалистов:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу