Требования по 115-ФЗ предназначены для банков, аудиторов, консалтинговых и аутсорсинговых организаций. Государство постоянно ведет борьбу с теневым бизнесом. В 2001 году стал действовать Федеральный закон 115-ФЗ, направленный на искоренение легализации доходов от преступной деятельности. Узнайте, какие требования по 115-ФЗ действуют на данный момент, и какие изменения произошли, а какие планируются на 2021 год.
Государство получает доходы от налоговых отчислений официально зарегистрированных юридических лиц и частных предпринимателей. Чтобы вывести бизнес из нелегального оборота, необходимы жесткие меры. В 2001 году стал действовать закон 115 ФЗ, направленный на борьбу с сектором экономики, находящимся вне правового поля.
Кроме борьбы с доходами, полученными незаконным путем, этот правовой акт призван выявлять структуры, финансирующие терроризм. Законодатели поставили знак равенства между этими понятиями. Нелегальные предприятия были объявлены угрозой для финансовой системы государства.
В этом нормативном акте дан четкий список организаций, имеющих право работать с денежными средствами. Основными участниками наличного и безналичного оборота являются банки. Требования по 115 ФЗ обозначают основные обязанности финансовых учреждений:
В самом нормативном акте нет четкого определения фиктивной или сомнительной сделки. Банки и другие финансовые учреждения должны сами определить тип операций. Отнести к законным или нелегальным.
В соответствии с законом, вся информация по подозрительным сделкам собирается в трех структурах, осуществляющих контроль за финансовыми потоками в стране. ФЗ 115 определил эти учреждения:
Служба по надзору выносит вердикт, блокирует счета клиентам банка. Ее специалисты могут найти признаки сомнительности во многих операциях.
В первой главе нормативного акта приводятся основные положения. Указывается, что его действие направлено на юридических лиц, граждан России и иностранцев. Под требования 115-ФЗ попадают все учреждения, имеющие право на деятельность с наличными и безналичными денежными средствами.
Во второй главе описываются меры, которые предпринимают государственные органы для борьбы с незаконным бизнесом и легализацией капиталов.
В третьей главе говорится о методах борьбы с легализацией незаконных капиталов.
В четвертой главе рассказывается о взаимодействии с международными организациями. Сотрудничество с ними призвано укрепить Россию в мировом правовом поле.
Пятая глава содержит заключительные положения. В ней также говорится о привлечении к ответственности за действия, которые нарушают требования 115-ФЗ.
Банки имеют право блокировать расчетные счета. Клиентам направляется запрос на пояснение подозрительной операции. Это мотивируется требованием закона 115 ФЗ по борьбе с отмыванием преступно нажитых капиталов и противодействии терроризму.
Клиентов удивляет ссылка на нормативный акт с грозной формулировкой. Подавляющая часть операций не имеет ничего общего с преступлениями и финансовой поддержкой терроризма. Однако, давать пояснения банковским работникам необходимо.
В законодательстве есть определение легализации или отмывания преступных капиталов. Это действия, придающие законный вид распоряжению или владению денежными суммами и прочими активами, полученными преступным путем. Есть перечень конкретных противозаконных действий:
В 115 ФЗ не указаны конкретные методы отмывания преступных капиталов. Законодатели намеренно этого не сделали. Список этих способов обширен и постоянно пополняется. Основные из них:
Легализация преступных капиталов может проходить по сложным схемам с участием многих фирм и физических лиц.
У людей, получивших доходы от преступной деятельности и пытающихся легализовать эти капиталы, есть цели:
Банковские службы, ответственные за исполнение требований 115 ФЗ, анализируют каждую подозрительную сделку. В этой работе они используют внутренние распоряжения кредитного учреждения и инструкции ЦБ.
С начала действия закона в 2001 году, обязанность выявлять подозрительные сделки была возложена только на банки. Кредитные учреждения также должны сообщать в Росфинмониторинг о переводах с суммами выше установленного лимита.
Законом определены критерии сделок, о которых банки обязаны информировать Росфинмониторинг. Это короткий список:
Контролирующая структура банка обязана квалифицировать сделку на основании анализа имеющейся информации и направить в службу мониторинга данные. На эти действия законом отведено три дня.
С начала действия закона в 2001 году банки обязывались удостоверять личность любого клиента. У людей, пришедших заплатить за коммунальные услуги, требовали паспорт. Сейчас, с внесением 57 поправок, требования к физическим лицам упростились. Без верификации можно:
Чтобы открыть расчетный счет, юридическому лицу потребуется предоставить полный пакет документов. Устав, свидетельства о государственной регистрации в ИФНС, паспорт руководителя и главного бухгалтера. Также нужно заполнить анкету клиента.
Для физических лиц, чтобы выпустить банковскую карту или открыть лицевой счет, понадобится только паспорт.
Банки обязаны определять лицо, которое является реальным владельцем предприятия. Это не всегда номинальный учредитель. В 2017 году были внесены поправки, ужесточающие требования по 115-ФЗ к бенефициарам.
У кредитных учреждений, для выполнения требований по установлению бенефициара, есть несколько способов:
Если требования банковских работников не будут выполнены, операции по расчетному счету не будут проводиться.
Одной из основных обязанностей банков, в соответствии с законом 115 ФЗ, является выявление сделок, имеющих признак подозрительной или фиктивной. По этой причине расчетные счета клиентов блокируются, руководству компании направляется требование для дачи пояснений.
Служба банковского контроля просит обосновать законность операции. Предоставить копии документов, свидетельствующих о легальности сделки. Это могут быть договоры купли-продажи, акты выполненных работ, накладные. Заполненные формы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию основных средств.
Центральный банк направляет методические рекомендации для выявления подозрительных сделок. Список обязательных мероприятий постоянно обновляется. ЦБ своими письмами установил перечень операций, которые подлежат особому контролю.
Некоторые из них:
Отдел банковского контроля анализирует операции и относит некоторые из них к категории подозрительных по следующим признакам:
Наиболее рискованные операции, по мнению ЦБ:
Это не полный перечень. Контрольная служба банка может отнести к разряду подозрительных другие операции по расчетному счету клиента.
Законом предписывается учреждению, которое имеет лицензию на проведение банковских операций, зарегистрироваться на сайте службы по финансовому мониторингу. Для организации создается личный кабинет.
Связь с контролирующей организацией осуществляется через электронный документооборот. Банки в личном кабинете направляют сведения о подозрительных операциях и отчеты о выполнении предписаний по блокировке счетов.
Росфинмониторинг направляет через личный кабинет списки лиц, заподозренных в финансировании терроризма и ведении другой противозаконной деятельности. Банки обязаны ознакомится с перечнем и неукоснительно выполнять предписания по блокировке счетов.
Законом устанавливается административная ответственность за нарушение его требований. КоАП предусматривает следующие штрафы:
Самые большие штрафы налагаются за то, что банк не выполнит требование закона 115 ФЗ по блокированию счета. Если клиент внесен в списки террористов, а ему позволят отправлять денежные переводы, то штраф составит от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Суд может также запретить банковскую деятельностью в течение 90 дней.
Руководителя банка оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч или запретят занимать эту должность от 1 года до 3 лет.
Рабочая обстановка в офисе ООО «Радар-Консалтинг»
Закон 115 ФЗ действует с 2001 года. В первой редакции в нем не указывались обязанности аудиторских организаций. Контролирующие функции возложены на них последующими изменениями.
Аудиторские фирмы обязаны выявлять среди своих заказчиков потенциальных террористов, распространителей ядерного и химического оружия и лиц, легализующих доходы от преступной деятельности.
Письмом Минфина уточнены обязанности аудиторов и организаций, занимающихся аутсорсинговой деятельностью в области бухгалтерского учета. В соответствии с законом 115 ФЗ, они должны при выявлении подозрительных клиентов:
В выявлении подозрительных клиентов аудиторским фирмам поможет Росфинмониторинг. Эта фискальная организация будет направлять в личные кабинеты информацию. Террористов и экстремистов объединили в список № 1, а торговцы оружием попали в перечень № 2.
В самом законе не предусмотрен механизм блокировки денежных средств клиентов по первому и второму списку. Росфинмониторинг разработал рекомендации по замораживанию денег, другого имущества и снятию ограничений.
Если в процессе выполнения услуг у аудитора возникнет подозрение в неблагонадежности клиента, он обязан выполнить следующие действия:
Аудиторская организация освобождается от ответственности, если подозрительный заказчик будет требовать с нее возмещения убытков. На сайте Росфинмониторинга нет информации о том, скольким террористам и экстремистам были заморожены счета.
Механизм применения закона еще не проработан. Нет информации об его действии. Однако, в КоАП есть статья № 15.27. Согласно второй ее части, на виновных в нарушении 115 ФЗ может быть наложен административный штраф.
Может возникнуть следующая ситуация. В аудиторскую фирму обратится компания, заключит договор на предоставление услуг. На сайте Росфинмониторинга будет размещена информация о заказчике и его включат в перечень № 1 или № 2.
Аудитор вовремя не изучит данные в личном кабинете, не проинформирует фискальный орган. В результате к нерадивой фирме за нарушение требований 115 ФЗ могут быть применены санкции в виде административного штрафа:
Судебные органы могут принять решение о приостановлении деятельности фирмы-нарушителя на 60 суток.
Изменения в 115 ФЗ коснулись не только организаций, оказывающих аудиторские услуги и занимающихся консалтингом в сфере бухгалтерии. Поправки, вступающие сразу после новогодних праздников 10 января 2021 года, усложнят работу финансовых служб предприятий.
В новом, 2021 году вновь усиливается контроль за движением наличности. Сейчас организация вправе установить годовой лимит кассы. Фирма может тратить деньги в рамках этого ограничения без сдачи на расчетный и счет и последующего снятия. Существует ряд требований по выплате денег:
Индивидуальным предпринимателям можно получать из своей кассы деньги на личное потребление. Должны соблюдаться требования ЦБ по расчетам наличными между юридическими лицами. Установлен лимит – 100 тысяч рублей по одному договору.
С января 2021 года поправками к 115 ФЗ расширен список сделок, которые подлежат обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. В перечень вошли операции, которые осуществляют многие коммерческие фирмы:
Усиливается контроль за зачислением и списанием сумм с расчетного счета по договорам лизинга. Закон обязывает юридических лиц подавать сведения об операциях, которыми дополнен перечень. Данные предоставляются в Росфинмониторинг через личный кабинет на официальном сетевом ресурсе.
По новым правилам все денежные средства, поступившие в кассу, необходимо сдавать на расчетный счет. Исключение составляет торговая выручка в пределах лимита. Эти нововведения усложнят работу бухгалтеров и финансовых работников предприятия.
Работник получил деньги в подотчет. Израсходовать их не смог и возвратил в кассу. Новые правила, предписанные законом 115 ФЗ, обязывают суммы, не являющиеся торговой выручкой, сдать на расчетный счет. За нарушение этого требования положен штраф – 50 тысяч рублей.
Закон сделал послабления лишь некоторым организациям. Товарищества собственников недвижимости – ТСН, Гос.корпорации, потребительские кооперативы, могут не подавать сведения об операциях, которые попадают под контроль Росфинмониторинга.
В 2021 году исполнится 20 лет применения закона. С 2001 года в него вносились уже 57 поправок. Расширился круг организаций, обязанных сообщать информацию контролирующим органам. Уточнялись определения, требования к участникам правоотношений.
Минфин не публикует подробных отчетов о применении закона. Нет информации о том, сколько террористов и финансирующих их организаций выявлено. Не размещаются общие данные о выявленных и замороженных счетах с капиталами, полученными преступным путем.
Специалисты в области финансов, аудиторы и простые бухгалтеры сходятся во мнении – закон работает. Теневого бизнеса за время действия этого нормативного акта стало заметно меньше. В газетах и на сетевых ресурсах не публикуются объявления об обналичивании. Сделки без участия расчетного счета стали большой редкостью.
Однако, у медали есть две стороны. Практика заморозки счетов, требований банков по 115 ФЗ, наносят вред бизнесу. Нередко банки блокируют перечисления по ошибке или надуманным предлогам. Компании не могут расплачиваться с контрагентами. Это негативно сказывается на их финансовом состоянии.
Есть официально неподтвержденные данные, что за текущий год на октябрь 2020 года банки совершили более 500 тысяч блокировок без веских оснований. Примерно 4% юридических лиц и предпринимателей пострадало от ошибочных действий кредитных учреждений.
С введения в 2017 году 115 ФЗ в новой редакции, банки при отказе в открытии счета клиенту, обязаны сообщать об этом факте в Росфинмониторинг. Эта контролирующая организация направляет информацию в ЦБ, а он оповещает все кредитные учреждения.
Банки боятся крупных штрафов и потери лицензии, поэтому клиенту, попавшему в «черный список» ЦБ, отказывают в обслуживании. Получается замкнутый круг. Часто бизнесменам приходится закрывать фирмы и создавать новые компании с другими учредителями.
Список операций, которые могут попасть под особый контроль, велик. Он постоянно пополняется. Многие сделки, совершенные с учетом требования законодательства, можно отнести к категории сомнительных. Этим пользуются недобросовестные банкиры и назначают высокие проценты за вывод средств при отказе в обслуживании расчетного счета.
Много нареканий вызывают новые требования по 115-ФЗ, обязывающие аудиторов контролировать клиентов и подозрительные сделки. Эти действия затрудняют работу организаций, создают дополнительные затраты и вносят напряженность в отношениях с заказчиками.
Нет достоверных данных об эффективности контролирующих мероприятий со стороны аудиторов и аутсорсинговых организаций. Не опубликована официальная информация о том, удалось ли поймать хотя бы одного террориста. Неизвестна общая сумма выявленных нелегальных капиталов.
Без учета негативных фактов, действие нового закона 115 ФЗ благотворно сказывается на развитии экономики России. Теневого бизнеса с каждым годом становится все меньше. Растут налоговые отчисления в бюджет государства.
Напомним, что за качественными аудиторскими и бухгалтерскими услугами, вы можете обратиться в ООО «Радар-Консалтинг». Мы работаем более 20 лет, и за все это время не подвели ни одного клиента! Высокое качество сервиса и обслуживания — наш приоритет! Вы можете получить бесплатную консультацию специалиста:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу