Прослеживаемые товары и система прослеживаемости товаров. Как вести отчетность по прослеживаемым товарам?
08.11.2021Инвентаризация перед годовой бухгалтерской отчетностью за 2021 год. Готовимся к аудиторской проверке
18.11.2021Федеральный закон № 307-ФЗ — анализ закона «Об аудиторской деятельности» в новой редакции
Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» претерпел значительные изменения. Эксперты и практики аудиторской деятельности последние месяцы активно обсуждают новые изменения, коснувшиеся Федерального закона 307-ФЗ. Основные из них, конечно, вступят в силу в 2022 году, но проблема в том, что все реально понимают, что уже сейчас нужно искать практические пути решения возможных проблем в будущем. Форумы аудиторов пестрят комментариями о том, что мелким аудиторским фирмам уже нужно готовиться к худшему – если не к глобальной ликвидации мелких фирм, то точно к их укрупнению. И далее о том, что же произошло с принятием новой редакции ФЗ-307 и как это отразиться на практической деятельности аудита.
Сразу отметим, что это субъективное мнение, а не последняя инстанция. Что будет реально, и какие последствия это будет иметь для экспертов, не знает никто. Например, сейчас все сходятся в едином – появилось множество законодательных коллизий, неясностей и проблем. Многие отмечают факт того, что новую редакцию закона принимал человек, далекий от аудита. И в ближайшее время будет появляться большое количество разъяснений и уточнений, которые каким-то образом смогут прояснить ситуацию.
Федеральный закон 307-ФЗ расширяет полномочия для казначейства
Согласно новому законодательству, теперь будет ввестись официальный реестр аудиторских компаний, которые смогут оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Вроде ничего значимого, реестр так реестр. Но полномочия по его ведению будут предоставлены федеральному казначейству. Получается, что появляется еще один орган дополнительного контроля. И здесь есть проблема: сейчас на обсуждении находится проект, в котором четко указано: аудиторская фирма должна подать не только заявление в казначейство о том, чтобы ее включили в официальный реестр. Она каким-то образом должна доказать такому федеральному казначейству факт того, что у них в штате находятся только благонадежные сотрудники.
Возникает вполне логичный вопрос: что значит благонадёжные и как данную информацию доказать? Кто же признается в том, что он когда-то злоупотреблял своими полномочиями или еще хуже, подписывал ложные аудиторские заключения?
Вопрос риторический. Конечно, никто. Но аудиторская компания обязана будет доказать данный факт.
Проблема в данной ситуации в том, что казначейство получает полномочия анализировать любые факты и сведения, подтверждающие или опровергающие «порядочность» аудитора. Это могут быть информационные сайты, СМИ, отзывы клиентов или конкурентов, не важно. Никто не ограничивает их в том, как они будут получать сведения и кому они могут направлять запросы.
Вполне логично, что предоставление таких функций федеральному казначейству приведет к усилению бюрократической составляющей в деятельности аудиторский компаний. Чтобы быть включенным в реестр, необходимо будет найти «основания», чтобы тебя посчитали благонадежным и порядочным аудитором. И не дай Бог, в СМИ появится сомнительный отзыв или не совсем хорошая информация о работе фирмы. Цена такого фейка будет стоит очень дорого.
Конечно, нельзя с точностью утверждать, что федеральное казначейство будет манипулировать своими должностными обязанностями. Но тот факт, что нужен будет отлаженный механизм взаимодействия с ним, это точно.
Федеральный закон 307-ФЗ ограничивает возможности для аудиторов со старыми аттестатами
Обновленный Федеральный закон 307-ФЗ предусматривает ограничения для аудиторов со старыми аттестатами. Эта норма активно обсуждается практиками. В новой редакции закона появляется такая категория как руководитель группы, то есть это лицо, которое будет руководить проверкой аудируемого лица. И не важно услуга предоставляется компаниям, которые обязаны проходить ежегодный обязательный аудит, или нет.
Так вот стать руководителем аудита может только субъект, который имеет аттестат аудитора нового типа, то есть он выдан СРО.
А вот экспертов со старыми аттестатами (на сленге аудиторов – «староаттестатники») в таких полномочиях ограничили. Они не могут теперь руководить проверкой. И, конечно, профессионалы со стажем очень возмущены такой ситуацией.
Получается, что фактически человек с большим опытом, квалификацией и довольно богатой клиентской базой не может руководить проверкой только по причине того, что у него есть на руках старый аттестат. А вот молодые специалисты, которые еще не наработали опыт и не так квалифицированы, могут свободно стать руководителем.
Многие аудиты старой закалки комментируют данную норму по-своему. Они считают, что старых специалистов из практики просто хотят убрать. Но законно это сделать нельзя, да и не совсем это выгодно. А так они как-бы и в профессии, и платят разные взносы, отчисления в бюджет, системно проходят обучение, но в тоже время очень ограничены в своих правах.
Но с другой стороны не все так страшно. Если следовать выжимки из письма Минфина в ИС-аудит6/4 от 09.07.2021г. и Федеральному закону 307-ФЗ, то их ограничили только в принятии участия в обязательном аудите.
Там есть такая трактовка: «…С учетом правоприменительной практики Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ подтверждены полномочия аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Такие аудиторы по-прежнему вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций».
И казалось все бы ясно. Но и здесь возникают споры. Как же трактовать данную норму. И каждый трактует по-своему. Например, кто-то указывает на ту норму, что аудитор со старым аттестатом может принимать участие даже в самом аудите общественно значимых организаций, но только не в качестве аудитора.
В теории, его можно привлечь к выполнению других функций. Но другие эксперты сходятся во мнении, что при обязательном аудите ОЗО компания в принципе предоставляет услугу аудита финансовой отчетности. И кем может выступать такой специалист, если не аудитором.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Получается, что пока несколько компаний не нарвутся на неприятности и к ним не применят ответственность, каждый будет трактовать эту норму по-своему. В принципе, на это каждый имеет право, так как формулировки очень спорные. Но прогноз очевиден: вскоре аудиторов со старыми аттестатами из профессии понемногу вытолкнут на основании того же Федерального закона 307-ФЗ.
Какой из этого положения выход? Спорить и опровергать поправки, которые внесены в Федеральный закон 307-ФЗ — не вариант. Например, аудиторы нашей аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг» прошли переобучение на новый аттестат. Ведь обучиться и сдать квалификационный для опытного аудитора — не проблема.
Наша аудиторская компания оказывает услуги в проведении обязательного и инициативного аудита с 1998 года. Входим в СРО «Содружество» и регулярно проходим внешние проверки контроля качества услуг Если вам необходим качественный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, то обращайтесь. Условия сотрудничества можете узнать в нашем коммерческом предложении:
Федеральный закон 307-ФЗ запрещает проводить обязательный аудит частным аудиторам
На основании новых поправок индивидуальные аудиторы утратили право на проведение обязательного аудита финансовой отчетности. И не важно, какой сертификат есть у такого субъекта – нового или старого образца. Главное, что он имеет статус именно индивидуального аудитора. Следовательно, он не получил такой возможности на базе законодательства.
Плохо это или хорошо, каждый думает по-разному. Например, встречается мнение, что хорошие индивидуальные аудиторы уже или давно ушли из профессии, поскольку тяжело реально одному тянуть такой груз ответственности, или организовали успешную компанию, которая получила статус юридического лица и активно на рынке предоставляет подобные услуги.
Правильного решения нет. С одной стороны, индивидуальных аудиторов только ограничили в вопросе проведения обязательного аудита.
Никто не запрещает частным аудиторам проводить экспресс-проверку или предлагать услуги по инициативному аудиту. Но с другой стороны, все прекрасно понимают, что основной пласт доходов приносит именно обязательный аудит. И не важно, ты индивидуальный предприниматель, или крупная аудиторская фирма.
Поэтому стоит уже сейчас задуматься над тем, а продолжать ли частную практику или нет. Поскольку выстоят на рынке с начала следующего года будет сложно, практически невозможно.
Также эксперты отмечают, что глобального изменения для самих специалистов это иметь не будет. Крупные компании предпочитают обращаться за такой услугой к известным организациям и вряд ли доверят информацию, включая коммерческую тайну, тем, в ком они не уверены. Поэтому распределение долей в принципе не измениться.
Но вот качество самого аудита может улучшиться. Конкуренция на рынке будет увеличиваться, индивидуальные аудиторы уйдут с рынка обязательного аудита, и каждый будет бороться за своего клиента, что не может не отразиться на качестве предоставляемых услуг.
Укрупнение и объединения аудиторских фирм: смогут ли договориться конкуренты?
Федеральный закон 307-ФЗ косвенно принуждает аудиторские компании объединяться. Проблема в том, что в новой редакции закона появляются новые критерии для того, чтобы компания могла проводить аудит.
Так с июля 2022 года каждая аудиторская компания обязана иметь не менее 3 штатных сотрудников-аудиторов, работающих по основному месту работы.
Казалось бы, что тут сложного – 3 штатных единицы. Но, как оказалось, на практике таким критериям соответствует всего 36% рынка. И если до 2022 года они не успеют привести в соответствие данный критерий, то им придется прекратить деятельность в области аудита.
Причина – многие аудиторы работают по совместительству. Кто-то одновременно работает в нескольких аудиторских фирмах, кто-то совмещает преподавательскую деятельность с подработкой в компании. Следовательно, трудовая книжка таких сотрудников находится вне аудиторской организации.
А теперь компании вынуждены официально нанимать в штат сотрудников на основное место работы. И здесь возникают нюансы:
- не всегда выгодно оформлять человека в штат на полную ставку, поскольку нужно заплатить соответствующие налоги и сборы (более 40% уходит на налоговые отчисления );
- не все сотрудники захотят переходить на постоянную работу на 0,5 или 0,75, поскольку это ограничит их возможности работать на других местах.
Эксперты сходятся во мнении, что требование некорректное. Какая разница, где еще работает аудитор и является его место работы основным или по совместительству. Это только вынуждает бизнес искать пути решения проблемы. И один из них – это укрупнение и объединение бизнеса.
Небольшие компании вынуждено будут договариваться и менять свой юридический статус. Причина – аудитору не дадут право выбора, он будет увольняться с одного места работы, отдавая предпочтение другому. И кто-то из конкурирующих субъектов останется без квалифицированных кадров. Чтобы не допустить такой ситуации, будут происходить изменения.
Другими словами, в 2022 году количество аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов 100% уменьшиться. Насколько и как быстро это произойдет, сказать сложно.
Хорошая новость недавно появилась от СРО «Ассоциация аудиторов «Содружество». Они заявили о том, что они готовы всячески помогать своим членам достичь установленных показателей. Пока неясно каким образом, но они максимально хотят сохранить существующий уровень аудиторских фирм. И здесь все банально просто: конечно, они проявляют заботу не о самих аудиторах, а о своей прибыли. Ведь, чем больше компаний работает, тем больше взносов они получат.
Но допустим, что в 2022 году такая проблема не будет иметь глобального характера. Ведь 3 штатных аудитора – это уже не такое не выполнимое задание.
Ситуация ухудшиться в 2023 году, когда необходимо будет иметь 5 штатных аудиторов. Это явно приведет к огромному сокращению аудиторских компаний.
Остается открытым и вопрос о том, что новая редакция закона вводит некую монополию на обязательный аудит общественно значимых организаций на финансовом рынке. Помимо того, что реестр таких компаний теперь будет вести Центробанк, то есть появляется еще дополнительный орган контроля, у них и повышенные требования к штатной численности.
К 2023 году у таких организаций должно быть не менее 12 аудиторов, работающих по основному месту работы. Выполнить такое требование смогут только гиганты рынка, своего рода монополисты. Небольшие фирмы работать уже в данном сегменте точно не смогут.
СРО «Ассоциация аудиторов «Содружество» заявила о том, что она готова предоставить кураторскую помощь для своих членов. Те фирмы, которые выразят желание все-таки остаться на рынке, смогут получить «инструкцию» по поиску штатного сотрудника. Хотя сама же СРО отметила, что будет советовать укрупняться малому бизнесу, находить точки соприкосновения.
Допустим, отличный вариант для аудиторских фирм малого типа. Объединились, создали новое юридическое лицо, соблюли нужные требования и критерии. Но здесь сложность: все равно при слиянии кто-то будет нести большую ответственность. Груз возляжет на плечи конкретного руководителя, аудитора. И получается, что с 2022 года будет наблюдаться некое неравноправие в зонах ответственности.
Демпинг цен
Из всего материала, представленного ранее, уже ясно: на рынке усилится конкуренция, особенно среди небольших фирм. И если крупные игроки рынка могут одержать победу в схватке за счет бренда и репутации, то малый бизнес будет «играться» с ценой.
Представители большого бизнеса заявляют о том, что уже сейчас наблюдается информация о поиске партнера. И «вычистить» весь рынок аудиторских услуг не получится 100%.
Федеральный закон 307-ФЗ — подведем итоги анализа
Таким образом, Федеральный закон 307-ФЗ в новой редакции и предоставленные пояснения экспертов свидетельствуют о том, что с 2022 года произойдет значительное сокращение компаний, работающих в сфере аудита.
Будет ли это хорошим или плохим рычагом воздействия пока не ясно. Как и неясны многие противоречивые нормы закона. До сих пор практики и руководители аудиторских фирм спорят над трактовкой отдельных норм и формулировок.
У каждого есть свой взгляд и мнение, каждый отстаивает свои предложения. На формах аудиторов можно встретить множество призывов о подаче заявок и жалоб в СРО относительно некорректности Федерального закона 307-ФЗ.
Примечательно и то, что само Министерство финансов также предоставило не совсем однозначные пояснения, противоречащие одно другому. Что произойдет с рынком покажет только будущее. Можно строить прогнозы и критиковать закон, но определить точное влияние сейчас невозможно.
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу