Инициативный аудит для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации
13.08.2021Публикация аудиторского заключения на Федресурсе. Инструкция по публикации аудиторского заключения на Федресурсе
24.08.2021Порядок расчета чистых активов. Формула расчета чистых активов. Пример расчета чистых активов организации
Один из основных показателей, который учитывают при оценке финансового состояния компании, — это активы (А). Данная статья баланса – это совокупный критерий, в котором учитываются все – от основных фондов до денежных средств. Но более рационально при оценке предприятия учитывать не только их, но и обязательства фирмы. И поэтому лучший вариант анализа – это чистые активы. И далее о том, что это такое, каков порядок расчета чистых активов организации и для чего это нужно.
Что такое чистые активы?
Чистые активы организации (ЧА) – это фактически те оборотные и необоротные фонды, которые остаются у предприятия после выполнения им всех обязательств перед кредиторами.
Показатель чистых активов, рассчитанный по балансу, включен в перечень основных индикаторов ликвидности предприятия. Такая норма указана и в Гражданском Кодексе РФ. Нормативно-правовой документ четко указывает на то, что ЧА – это один из показателей ликвидности субъекта хозяйствования. Не имеет значения даже организационно-правовая форма регистрации бизнеса.
Буквально формула расчета чистых активов выглядит так:
ЧА = Все активы организации — Обязательства
Оба показатели для расчета учитывают на основании баланса, другой бухгалтерской отчетности. Главное запомнить: ЧА не определяются как разность между всеми активами и пассивами. Такое мнение также встречается в интернете. Но это не корректное определение. Оно выдаст ошибку.
Что такое порядок расчета чистых активов?
Порядок расчета чистых активов организации – это определенный алгоритм действий, который компания должна соблюсти при определении данного показателя.
Общий порядок расчета стоимости чистых активов регламентирован Приказом Минфина РФ № 84н, который принят 28 августа 2014 года. Плюс в том, что данный акт применяется для всех субъектов хозяйствования. Не имеет значения, в какой организационно-правовой форме он зарегистрирован.
Порядок расчета чистых активов: положительные и отрицательные ЧА
Чистые активы – это важный индикатор финансового благополучия фирмы. За рубежом показателю уделяют важное значение. И только отечественные организации пренебрегают таким критерием.
Расчет может дать два результата:
- положительный, то есть сумма А. будет превышать сумму всех долгосрочных и краткосрочных долгов предприятия. Это идеальная ситуация. Она свидетельствует о том, что фирма может не только погасить задолженность, но и продолжать деятельность при привлечении заемных средств.
- отрицательный, когда А. будут меньше всех кредитных обязательств. Ситуация катастрофическая для предприятий. Допускается только на начальных этапах развития. Например, взят кредит для раскрутки бизнеса, прибыль нулевая, расходы большие. Но для компании, работающей на рынке более года, такая ситуация недопустима.
Порядок расчета чистых активов: как считаются чистые активы перед проведением обязательного аудита?
Не важна цель определения чистых активов. Алгоритм единый для всех вариантов. В том числе и для расчета активов перед обязательным аудитом. Порядок расчета чистых активов закреплен на уровне законодательства. Расчет проводится по балансу. И есть два вариант формул:
ЧА = Итоговое значение Раздела 3 (стр. 1300)
+ Величина Доходов будущих периодов (стр.1530) – Задолженность участников по вкладам в УК (значение изымается из итога стр.1170)
Такая форма используется больше для ООО. Для большинства предприятий приемлемый второй вариант:
ЧА = Все активы (раздел 1+раздел 2) – Все обязательства (раздел 4 и 5) + Доходы будущих периодов (стр. 1530) — Задолженность участников по вкладам в УК (значение изымается из итога стр.1170)
И здесь важно рассмотреть, что включается в основные составляющие, которые принимаются к расчету.
Что относится к показателю Активов, которые включены в формулу:
- Вся сумма внеоборотных активов (общий итог отражен в разделе 1 Баланса). Это оборудование, здания, сооружения, объекты интеллектуальной собственности, лицензии, программы. Все учитывается по остаточной стоимости без учета начисленного износа.
- Вся сумма оборотных активов (итоговая сумма по разделу 2). Это дебиторская задолженность покупателей, подотчетных лиц, деньги в кассе и на расчетных счетах, готовая продукция, запасы, полуфабрикаты, товары.
Обязательства, используемые в формуле, включают:
- Долгосрочные обязательства (срок погашения более 12 месяцев). Включают кредиторскую задолженность по долгосрочным кредитам, обязательствам перед контрагентами. Также учитываются отложенные налоговые обязательства.
- Краткосрочные обязательства (срок погашения менее 12 месяцев.) Это краткосрочные займы, кредиты, задолженность перед поставщиками, бюджетом и т.п. Также включаются резервы по предстоящим расходам.
Установленный порядок расчета чистых активов обязует использовать данные только бухгалтерского учета. Важно для анализа использовать сведения, представленные в отчетности, системе бухгалтерского учета. Используются общие правила оценки всех статей баланса с учетом вычета всех начислений и удержаний.
Критерии, включаемые в формулу, учитываются только по справедливой стоимости, как это представлено в Международных стандартах финансовой отчетности. Не важно, компания работает с использованием отечественных регламентов или МСФО. Главное – это учитывать справедливые показатели.
Организация должна не просто использовать статьи баланса, а скорректировать существующие величины с учетом объективной оценки и справедливой стоимости. Только так можно получить реальную картинку.
И далее пример расчета.
ООО «Бета» по итогу 2020 года имеет общую сумму активов по балансу 22 000 тыс. руб. Величина долгосрочных обязательств составила 3600 тыс. руб., краткосрочных – 3900 тыс. руб. Также размер доходов будущих периодов оценен как 25 тыс. руб.
Расчет: 22 000 – 3 600 – 3 900 + 25 = 14 525 тыс. руб.
Итог свидетельствует о стабильной финансовой устойчивости, возможности самостоятельно покрыть свои долги. Полученный итог бухгалтер обязан отразить в разделе 3 Отчета об изменении капитала.
Когда организация обязательно должна рассчитывать стоимость чистых активов?
Расчет чистых активов необходим для разных целей. Наиболее популярная – оценка стоимости бизнеса, его финансового состояния. Но есть и другие ситуации, требующие их определения.
В каких ситуациях необходим расчет:
- Подготовка бухгалтерской отчетности по итогу года. Данный критерий обязательно указывается в Отчете об изменениях капитала. Используются данные же баланса.
- Контроль над соблюдением нормального уровня ликвидности, рентабельности, финансовой автономности фирмы. На основании ФЗ-14 от 8 февраля 1998 года и ФЗ-208 от 26 декабря 1995 величина ЧА должна быть больше, чем величина уставного капитала. Если данная норма не соблюдается, необходимо предпринимать конкретные действия. Главное – увеличить уставный капитал организации. В крайнем случае – прекратить деятельность.
- Оценка доли конкретного учредителя. Если учредитель продает, передает свою долю в уставном фонде, то покупатель запрашивает реальную оценку его доли. И тогда помимо рентабельности, определяется и стоимость ЧА.
- Принятие решения о выплате дивидендов учредителям. Закон ограничивает руководство ООО в случае, если размер ЧА меньше, чем совокупная величина уставного фонда и резервного капитала. Выплата дивидендов возможна в случае, если ЧА больше уставного капитала.
- Купля-продажи предприятия. Покупатель оценивает реальную стоимость объекта. Определяется ряд индикаторов: рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость, автономность. Покупатель должен понимать, что он приобретает. Соответствует ли действительности та картинка, которая представлена в отчетной документации. Зачастую в подобной ситуации заказывается инициативный независимый аудит.
Что делать, если стоимость чистых активов меньше Уставного капитала?
Чистые активы не могут быть меньше уставного капитала. Такая норма прописана и в ст. 90 Гражданского Кодекса, и в ст. 20 ФЗ-14 от 8 февраля 1998 года.
Но по балансу бухгалтер может получить такую величину. И здесь есть два варианта, какие действия должен предпринять бухгалтер:
- уменьшить величину уставного капитала (УК). Нужно добиться равенства или нормы, которое требует закон: ЧА > УК. Соответствующие корректировки нужно зафиксировать не только во внутренней документации. Важно зарегистрировать изменение в ЕГРЮЛ. Это можно сделать в онлайн режиме через сайт ФНС.
- прекратить деятельность фирмы. Правило актуально для тех субъектов, которые имеют минимальный УК. Например, в ООО он равен 10 000 рублей. Уменьшить его нет возможности, это минимальное значение. Правильное решение на основании п. 4 ст. 90 ГК РФ – это ликвидировать бизнес.
Это общее правило для всех коммерческих предприятий. Но плюс в том, что оно не актуально для 2020 и 2021 года. По данным отчетным периодам не важно, какой размер ЧА и УК. На основании ФЗ-115 от 7 апреля 2020 года учреждения получили послабления.
Цель – поддержать бизнес в трудные времена, связанные с пандемией. Как-только такие меры поддержки будут ликвидированы, данную норму нужно будет опять соблюдать.
Другой момент – выплата дивидендов. Организация не может выплачивать такой доход участникам, если после этого величина чистых активов будет меньше, чем показатель капитала. Важно соблюсти равенство. И единственный выход – уменьшить саму нераспределенную прибыль, на основании которой будут начислены выплаты.
Важно: несмотря на такой регламент, порядок расчета стоимости чистых активов и представленные тождества, нет никакой ответственности за их нарушение. Получается, что субъект хозяйствования волен делать, что пожелает. Даже административной ответственности в виде штрафа нет.
Но здесь другой нюанс. Компании, у которых не соблюдается данное правило, находится под наблюдением налоговой инспекции. ИФНС отслеживает налогоплательщиков, где ЧА меньше, чем капитал. Ведь такое соотношение указывает на то, что субъект хозяйствования получает убыток или достаточно небольшую прибыль. Это повод для наблюдения, контроля, внеплановой проверки.
Практика показывает, что инспектора выявляют данные факты быстро и просто. Чтобы устранить данную ошибку, они в письменном виде рекомендуют исправить неточность. Также руководство и бухгалтер могут быть приглашены в ФНС для рекомендательной беседы.
Как увеличить ЧА:
- проанализировать все долги фирмы. Задача – выявить ту кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Тогда ее можно списать, уменьшить общие обязательства;
- переоценить имущество, находящиеся на балансе. На основании ПБУ 6/01 можно изменить стоимость оборудования, зданий, сооружений, нематериальных активов;
- оформить дополнительный вклад в имущество ООО от участников, собственников компании.
Любой из указанных вариантов работает. Но какой применять конкретно, решает руководство и главный бухгалтер. Например, не всегда можно выявить кредиторскую задолженность, подлежащую списанию. Не у всех есть имущество, подлежащее оценки. Все индивидуально.
Выводы
Чистые активы – это индикатор финансовой стабильности, рентабельности и ликвидности фирмы. Он показывает по факту способность предприятия в случае чего покрыть все долгосрочные и краткосрочные обязательства фирмы.
Несмотря на то, что порядок расчета чистых активов достаточно прост, он закреплен на законодательном уровне. Задача бухгалтера – не просто использовать формулу, представленную в нормативной документации.
Важно – корректно определить все статьи при расчете. И для этого в помощь как отечественные, так и Международные стандартны финансовой отчетности. С их помощью можно оценить справедливую стоимость показателей, учесть данные именно бухгалтерского учета.
Определение чистых активов – это некая обязанность компаний при определенных ситуациях (см. выше). Но проблема в том, что нет особой ответственности за нарушение регламента или порядка. Максимум – если не повезет, то налоговая инспекция более внимательно проведет проверку. Но лучше не создавать проблем и соблюдать действующие стандарты.
Если вам необходимы аудиторские или бухгалтерские услуги, вы можете обратиться в аудиторскую компанию ООО «Радар-Консалтинг». Мы работаем с 1998 года. Гарантируем качество, надежность и высокую ответственность при оказании услуг. Узнайте подробности сотрудничества в коммерческом предложении:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу