Для кого обязателен аудит в 2024 году? Какие действуют критерии обязательного аудита?
20.03.2024Что такое налоговый аудит и когда он нужен компании?
22.04.2024В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», результаты и факты деятельности юридических лиц должны быть доступны для общественности. Для этого существует сайт www.fedresurs.ru, являющийся порталом Единого федерального реестра сведений, известного как Федресурс, который функционирует с 2013 года исключительно в электронной форме.
Отметим, что Федресурс не следует путать с ГИР БО (bo.nalog.ru), где налоговые органы публикуют аудиторские заключения организаций, относящиеся к их финансовой отчетности. Публикация аудиторских заключений в ГИР БО не освобождает организации от обязанности публиковать данные на Федресурсе, согласно информационному сообщению Минфина России от 23.03.2022 № ИС-учет-37.
Для акционерных обществ требуется не только размещение сведений из аудиторских заключений на Федресурсе, но и на собственных сайтах, а также их направление в налоговую службу (в ГИР БО).
В соответствии с подпунктом «л2» пункта 7 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ существуют неопределённости относительно того, должны ли организации, не обязанные федеральным законом публиковать информацию о своей отчетности в СМИ, вносить данные об отчетности и результатах обязательного аудита в Федресурс. Согласно информационным сообщениям Минфина РФ от 13.01.2022 (№ ИС-аудит-48 и № ИС-учет-36), такие сведения должны вноситься только при наличии соответствующей обязанности.
Тем не менее, из-за неоднозначности формулировки и отсутствия устойчивой судебной практики по этому вопросу, не исключена возможность, что контролирующие и судебные органы могут потребовать публикации данных о бухгалтерской отчетности и аудиторских заключениях в Федресурсе от всех организаций, подлежащих обязательному аудиту.
В свете этого, рекомендуется организациям, чья отчетность не подлежит раскрытию в СМИ, но которые обязаны проводить аудит, также публиковать соответствующую информацию в Федресурсе. Это может быть полезно, так как многие компании анализируют финансовую отчетность и аудиторские заключения потенциальных партнеров, размещённые на этом ресурсе.
Какую информацию нужно раскрывать на Федресурсе?
Содержание информации, раскрываемой на Федресурсе, зависит от того, предоставляется ли отчетность и аудиторское заключение в ГИРБО, как указано в статье 18 Закона о бухгалтерском учёте.
В сообщении следует включать только указанные выше данные. Нет необходимости публиковать полный текст аудиторского заключения или финансовые документы. Также не требуется прикреплять сканы аудиторских заключений.
Важно помнить, что Федресурс — это информационный портал, собирающий доступные для общественности данные о деятельности организаций.
Однако, публикации на Федресурсе не должны включать информацию, содержащую государственную или коммерческую тайну, защищённую законом.
Кроме того, компании обязаны публиковать на Федресурсе и другие сведения о своей деятельности.
Вот список сведений, которые необходимо публиковать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ):
- Результаты обязательного аудита.
- Информация о статусе лицензий, включая их получение, приостановку, возобновление, переоформление, аннулирование или другие основания для прекращения действия.
- Отчеты о стоимости чистых активов (специфично для акционерных обществ).
- Информация о членстве в саморегулируемых организациях (СРО) и о прекращении такого членства.
- Сведения о признаках недостаточности имущества (если стоимость чистых активов меньше нуля или уставного капитала).
- Уведомления о ликвидации юридического лица.
- Уведомления о реорганизации юридического лица.
- Информация об уменьшении уставного капитала.
- Отчетность о финансовой и/или бухгалтерской деятельности в случаях, когда по закону требуется её раскрытие в СМИ.
- Сведения о возникновении, изменении или прекращении обременения залога на движимое имущество, принадлежащее лицу.
- Информация о стоимости чистых активов (для обществ с ограниченной ответственностью).
Этот список включает не все ключевые информации, которые юридические лица обязаны регистрировать в реестре. Это общий список.
Размещение аудиторских заключений (АЗ) на Федресурсе может представлять собой не только дополнительные усилия для компаний, но и полезную практику, приносящую выгоды как самим организациям, так и пользователям этих данных.
Хотя публикация данных на общедоступном ресурсе увеличивает прозрачность деятельности компании, что может вызвать опасения у организаций с неблагоприятными финансовыми результатами или с модифицированными аудиторскими заключениями, такая открытость способствует защите интересов кредиторов и потенциальных инвесторов.
В то же время, компании, демонстрирующие успешные финансовые результаты и получившие положительные аудиторские заключения, могут использовать это как конкурентное преимущество при привлечении бизнес-партнеров.
Кто должен размещать аудиторское заключение на Федресурсе?
Как уже отмечалось, на Федресурсе необходимо публиковать аудиторские заключения для тех компаний, которые обязаны раскрывать информацию о своей бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации. Вдобавок, в связи с возможными разночтениями положений пункта 2 статьи 7 Закона № 129-ФЗ, к публикации также призываются другие организации, подлежащие обязательному аудиту.
Напоминаем, что в 2023-2024 году обязательному аудиту подлежат:
- Организации с обращающимися на рынке ценными бумагами;
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
- Фонды, чье имущество за предшествующий год превысило 3 миллиона рублей, исключая государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды;
- Организации, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих финансовых критериев:
- «Налоговый» доход от предпринимательской деятельности за год, предшествующий отчетному, составил более 800 миллионов рублей;
- Сумма активов по бухгалтерскому балансу на конец предшествующего года превысила 400 миллионов рублей;
- Организации, зарегистрированные как публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества, попадающие под критерии обязательного аудита.
Полный список случаев, когда необходим обязательный аудит, доступен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Кто занимается непосредственным размещением информации на Федресурсе?
Размещение информации на Федресурсе осуществляется аудируемой организацией самостоятельно. Этот процесс, включая внесение и публикацию данных, является платным, при этом стоимость услуги корректируется в соответствии с индексом роста потребительских цен. Каждое сообщение оплачивается отдельно.
Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ, публикация аудиторского заключения должна быть выполнена в течение трех рабочих дней после даты его подписания аудитором или даты подтверждения передачи аудиторского заключения заказчику.
За просрочку предоставления информации организация может быть привлечена к административной ответственности.
Для внесения данных о результатах аудита в Федресурс доступны следующие способы:
- Через Личный кабинет на сайте Федресурса. Доступ осуществляется с использованием сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного уполномоченным удостоверяющим центром. Инструкции по созданию и подписанию сообщений доступны на сайте fedresurs.ru.
- Через нотариуса. Сведения могут быть предоставлены нотариусу на бумажных носителях, который затем вносит их на ресурс, подписывая квалифицированной электронной подписью в соответствии с абзацем 2 пункта 5 и пунктом 8.1 статьи 7.1 Закона № 129-ФЗ, а также статьей 86 Основ законодательства РФ о нотариате.
- Через специализированную компанию. Перед делегированием публикации важно проверить легитимность деятельности посредника и ознакомиться с отзывами от других компаний.
Что будет, если не опубликовать аудиторское заключение на Федресурсе?
Подача актуальной информации в реестр является обязательной. За неопубликование данных или предоставление недостоверной информации предусмотрены штрафы согласно КоАП РФ.
Если организация задерживает публикацию аудиторского заключения на Федресурсе, ее руководителю может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере 5000 рублей за несвоевременное размещение данных (пункты 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ).
За непредставление или представление недостоверных сведений (с ошибками) должностное лицо компании рискует штрафом от 5 до 10 тысяч рублей. Предоставление заведомо ложных данных (например, указание несуществующего аудиторского заключения) влечет за собой административный штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет.
Если вам необходимы услуги обязательного, инициативного или внутреннего аудита, то обращайтесь в нашу аудиторскую компанию. Работаем с 1998 года, состоим в СРО «Содружество», а в штате работают специалисты с опытом от 20 лет. Обратиться можно по телефону: +7 (495) 070 35 14 или оставить заявку на сайте аудиторской компании.
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу