Управленческий учет и аудит: 6 ошибок, на которые может указать специалист
20.10.2022Отчет внутреннего аудитора и аудиторское заключение: разница в составлении и сферах применения
20.11.2022С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит должен соответствовать положениям ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ. Эти правила установлены Министерством финансов Российской Федерации и обязательны к исполнению. На официальном сайте ведомства опубликовано три основных проекта о стандартах данного вида проверок.
Российский бизнес, особенно его малые представители, в большинстве своем скептически относится к внутреннему аудиту, тогда как регулярная проверка финансовой отчетности способна в значительной степени улучшить общие показатели рентабельности. В процессе аудита нередко выявляются скрытые резервы, за счет которых можно получить дополнительную прибыль. И хотя добровольный внутренний финансовый аудит пока не развит должным образом, его обязательные процедуры уже давно регламентированы государством.
Что такое внутренний финансовый аудит?
Под этим понятием понимается всесторонний комплексный контроль экономического и финансового здоровья организации. В ходе проверок анализируется достоверность информации, изложенной в финансовой отчетности, оцениваются дальнейшие перспективы развития, прощупываются уязвимые места. В реальности российские бизнесмены интерпретируют это понятие как более узкое – классический обязательный аудит финансовой и бухгалтерской документации.
Основная цель проверяющих – сканирование уже подготовленной отчетности в компании. Результатом проделанной работы всегда является аудиторское заключение, свидетельствующее либо о грубых нарушениях в ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, либо о их достоверности и правильности.
Другое дело – бюджетные организации. Для них внутренний финансовый аудит обязателен. Контролирующие лица должны понимать, насколько эффективно и целесообразно расходуются средства, выделенные государством.
Какие задачи решает внутренний финансовый аудит?
11 октября 2022 года юридическую силу обрели некоторые изменения установленных ранее стандартов по организации и осуществлению финансового контроля главными администраторами бюджетных средств. Все новые регламенты описаны в приказе Минфина РФ от 1.09.2022 №134н. Большая часть изменений коснулась части «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» (приказ Минфина от 21.11.2019 №196н).
Согласно новой трактовке, внутренний финансовый аудит бюджетных учреждений призван оценивать эффективность мер, направленных на достижение результатов по оказанию государственных или муниципальных услуг (выполнение бюджетных полномочий, качество закупок товаров и услуг, управление активами). Были прописаны и его задачи. Их можно отнести и к компаниям, которые не имеют ничего общего с бюджетными средствами.
Итак, по новым стандартам внутренний финансовый аудит оценивает:
- Объективность и достоверность финансовых операций и их конечных результатов;
- Доведение выделяемых средств до итоговой цели в полном объеме и своевременно;
- Обоснованность наличия неиспользованных средств в случаях их остатка;
- Оправданность причин, по которым были изменены суммы денежных средств, направляемых на осуществление хозяйственной деятельности;
- Наличие дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение их объемов;
- Достоверность кассовых расходных операций и их сопоставление с прогнозируемыми показателями;
- Причины расхождений в планируемой и фактической прибыли, полученной за последний отчетный период.
- Своевременность и качество составления первичной документации;
- Качество осуществляемых начислений в бюджет, их правильность и своевременность, обнаружение задолженностей, начисленных штрафов и т.д.;
- Соотношение полученных результатов и затраченных ресурсов;
- Возможности среднесрочного и долгосрочного планирования;
Внутренний финансовый аудит активно развивается в условиях новой экономической реальности. Вместе с ее изменениями изменяется и список целей и задач внутрикорпоративного финансового контроля.
Нормы и приказы, регулирующие внутренний финансовый аудит
Внутренний финансовый аудит организовывается и осуществляется на любом хозяйствующем субъекте Российской Федерации на основе следующих нормативных актов и законов:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 160.2-1, ст. 165);
- Постановление Правительства Российской Федерации №193;
- Приказы Минфина от 21.11.2019 №196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определение, принципы и задачи внутреннего аудита», от 18.12.2019 №237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», от 22.05.2020 №91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», от 05.08.2020 №160н «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита».
В этих основных документах и нормативных актах содержатся все стандарты, касающиеся организации и реализации проектов по внутреннему финансовому аудиту, задачи, принципы и основания для его проведения.
Как организовать внутренний финансовый аудит
Для организации внутреннего финансового аудита уполномоченные лица получают законное право получать любую информацию о результатах хозяйственной деятельности компании, посещать производственные объекты и иные площади и территории, а также привлекать при необходимости независимых оценщиков.
План будущих проверок утверждается до начала календарного года. В документах, описывающих порядок действий аудиторов, указывается тема будущих мероприятий, сроки проведения, перечень задач и список лиц, которые будут нести ответственность за происходящие процессы. Также формируется объем операций и указывается их значимость для сбора доказательств.
После предварительного планирования наступает этап составления конкретного плана действий аудиторов. Далее разработанная и утвержденная программа проверки должна реализовываться согласно всем стандартам. По окончанию всех мероприятий глава подразделения или аудитор (если он действует в единственном лице) составляет соответствующий отчет и выдает его руководству.
Внутренний финансовый аудит в бюджетных учреждениях
До настоящего времени на практике контроль осуществлялся комиссией, члены которого находились в постоянном штате учреждения и являлись главами основных подразделений.
По завершению проверки составлялся соответствующий отчет. Сейчас эксперты все чаще склоняются к тому, чтобы подобными процессами руководили люди, не имеющие никакого отношения к бухгалтерии предприятия, бюджетным процедурам, не имел родственников в руководящем звене и не имел возможности создать конфликт интересов.
Внутренний финансовый аудит и коммерческие организации
Контроль за правильностью и достоверностью финансовых и бухгалтерских документов в частной фирме – дело добровольное. Поэтому организуется исключительно по инициативе управляющего либо собственника бизнеса. За исключением АО, для которых внутренний аудит является обязательным.
Внутренний финансовый аудит в компаниях, как правило, проводят собственными силами. Задействуют для этого штатных сотрудников самых разных профилей. Они либо формируют отдельное подразделение, либо специальную временную комиссию. В обоих случаях для организации составляется регламент и оформляются соответствующие документы, в которых отражаются обязанности и полномочия ответственных лиц.
В последнее время тенденция привлечения сторонних экспертов для проведения внутреннего аудита начала расти. Заключение договоров на оказание услуг по внутреннему финансовому аудиту сторонними независимыми компаниями имеет множество преимуществ, а именно:
- Существенная экономия бюджета компании. Для того, чтобы один раз в год проводить проверку, необходимо создать специальный отдел, зарплатный фонд, понести затраты на переподготовку, обучение, стажировку. И далеко не всегда потраченные ресурсы оправдываются.
- Отсутствие предвзятости и необъективности. Понятно, что главный бухгалтер не может стать аудитором, поскольку ему придется проверять самого себя. Привлеченные со стороны эксперты не заинтересованы в сокрытие негативных фактов, поэтому их отчет будет более достоверным.
- При отсутствии должной квалификации, опыта, четких алгоритмов работы, тестирования систем обнаружения рисков невозможно правильно провести процедуру проверки должным образом. Аудиторы, имеющие соответствующий аттестат, уровень подготовки и опыт смогут гарантировать безупречное выполнение работы.
- Независимые эксперты не мешают хозяйственной деятельности компании. Все необходимые процедуры проводятся в фоновом режиме.
Только опытный квалифицированный специалист способен адекватно оценить компетентность штатных бухгалтеров в вопросе ведения ими документооборота, дать рекомендации по снижению налоговых и судебных рисков, разработать программу эффективного развития с учетом существующих проблем.
Отчет по внутреннему финансовому аудиту
Проверяющий начинает работу над отчетом с начала запланированных мероприятий. Черновик постоянно заполняется новой информаций и доказательствами, по итогам которых составляется оригинал заключения. Форма определяется заказчиком. Содержание должно быть четко сформулировано, все данные – четкие, объективные, ясные, конструктивные, полные и достоверные.
В начале материала должны быть отражены цели и задачи аудита, объем и количество проведенных процедур, выводы аудитора и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Если обнаружен серьезный недостаток, его описание строится по принципу: нарушение, прогнозируемые последствия, причины появления нарушения, корректирующий или предупреждающий план.
Если отчет составлял независимый специалист, в нем обязательно указываются все основные реквизиты заказчика и поставщика аудиторских услуг, в том числе данные ответственного лица.
Как использовать отчет внутреннего финансового аудита?
Отчет внутреннего аудитора – строго конфиденциальный документ, который по окончанию его формирования передается исключительно руководителю компании, совету директоров или собственнику бизнеса. Если речь идет о бюджетных учреждениях, то аудиторское заключение публикуется на Федресурсе в строго установленные законом сроки.
Оригинал заключения должен храниться в компании более 3 лет, по истечению утвержденного срока документы отправляются в архив.
Руководитель по своему усмотрению может разослать копии учредителям, совету директоров, акционерам или представителям высшего менеджмента, чтобы последние на его основе составили план корректирующих и предупреждающих мер.
Добровольный внутренний финансовый аудит может стать эффективным инструментом ведения финансово стабильного бизнеса. Руководители и собственники могут использовать результаты проверок для оценки компетентности собственных бухгалтеров, проверки фин. отчетности перед сдачей ее в государственные органы, перед проверкой из ФНС, для уменьшения судебных рисков, при возникновении долгов, при продаже бизнеса, смене директора или иных материально ответственных лиц, для привлечения инвестиций и получения крупных займов.
Внутренний финансовый аудит может проводиться в любой компании по желанию заказчика в лице его собственника. Обязательной процедуре подлежат учреждения, работающие с государственным или муниципальным бюджетом. В любом случае, такой контроль помогает оперативно выявлять все уязвимые места в хозяйственной деятельности предприятия и ее документообороте. Проверки важно проводить на регулярной основе, а доверять эти мероприятия опытным, квалифицированным независимым экспертам из сторонних организаций.
Если вас интересует проведение внутреннего аудита надежным и проверенным подрядчиком с опытом аудиторов более 20 лет, то обращайтесь в ООО «Радар-Консалтинг». Вы можете запросить коммерческое предложение через форму ниже:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу