
Виды аудита: обязательный и инициативный. Аудиторские услуги
20.10.2023
Изменения в налоговом законодательстве 2023: что должен знать каждый бизнесмен
16.11.2023Для успешного прохождения обязательного и добровольного аудита руководителю компании и главному бухгалтеру требуется тщательно подготовиться: проверить документы, устранить возможные нарушения. Бухгалтеру стоит понимать, что аудиторская компания не враг, целью которого найти ошибки в бухгалтерском учете. Скорее напротив, если в бухгалтерии все хорошо — аудитору легче. Расскажем, как правильно подготовиться к аудиту, чтобы полученное заключение не вызвало вопросов со стороны налоговых органов.
Изучите учетную политику организации
Основные требования к ней указаны в ст. 8 закона «О бухгалтерском учете». Документ должен содержать актуальную информацию, перечислять методы ведения учета, особенности инвентаризации, методики оценки активов, правила контроля хозяйственной деятельности. Также в документе отражаются методы учета, обработки информации, формы документов для внутренней отчетности.
Если в политике обнаружены ошибки, следует как можно скорее исправить их до визита аудиторов.
Проверьте бухгалтерские отчеты
Важно изучить как комплектность, так и качество заполнения документов. учитывайте, что некоторые поля не заполняются автоматически, данные нужно вводить вручную. Для обязательного аудита комплект должен состоять из всех форм с приложениями.
Своевременно проводите инвентаризацию
Положение по ведению бухучета возлагает на предпринимателя обязанность по проведению инвентаризации, для проверки наличия, состояния, комплексной оценки активов. Это обязательно выполнять перед заполнением годового бух. отчета. Результаты процедуры должны быть оформлены документально.
Проверьте резервы
Необходимо убедиться, что в отчетности имеется резерв по сомнительным задолженностям, проверить, насколько представленная информация соответствует итогам инвентаризации. Наиболее распространенный просчет – отсутствие такого резерва (его формирование обязательно по закону). Также должен быть резерв на выплату отпускных работникам компании.
Проверьте первичную документацию
За один день устранить нарушения в этих официальных бумагах невозможно, их лучше вести правильно с самого начала. По результатам проверки почти всегда выявляются нарушения в первичных документах, поэтому подготовку по первому пункту рекомендуется начинать за год.
Перечислите риски в ходе ведения хозяйственной деятельности
Потенциальные риски приводятся в пояснениях к балансу, они перечисляются в форме письменных показателей. Также допускается составить отдельную отчетность с рисками. Такие опасности могут носить финансовый, юридический, репутационный и другой характер. В отчетности должна быть оценка следующих факторов:
- Степень подверженности организации рискам, концентрация таких вероятностей.
- Причины их формирования.
- Цели и особенности процедуры по управлению рисками.
- Произошедшие изменения по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
Финансовая группа делится на рыночные, кредитные и риски, связанные с ликвидностью. Особое внимание следует обратить на вероятность невозврата денежных средств кредиторам. Юридические риски связаны с изменениями законодательства, в том числе в сфере таможенного дела, налогового права. Репутационные опасности связаны с уменьшением числа клиентов по причине ухудшения имиджа организации.
Проверьте основные средства
В первоначальную стоимость хозяйственных объектов входит стоимость обязательств оценочного типа:
- На будущую установку, утилизацию объектов.
- На будущие мероприятия по восстановлению окружающей среды после хозяйственной деятельности.
Изучите расчеты с вашими контрагентами
В положении по ведению бухгалтерского учета отражаются правила, требования к ведению учета расчетов с лицами-кредиторами, дебиторами. В обязанности плательщика налогов входит регулярная сверка таких расчетов с соответствующими организациями. Если в налоговой инспекции и отчетности фигурирует разная информация, это свидетельствует о допущенной ошибке.
Частота проведения таких сверок законом не определяется. Однако следует позаботиться о наличии актуальной документации, которую вы могли бы предоставить аудиторам.
Какие документы нужно подготовить для аудиторов?
Специалисты будут проверять пакет официальных бумаг, таких как:
- Уставные документы, свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию.
- Учетная политика для ведения бухучета, начисления налогов по выбранной схеме.
- Положения об оплате трудовой деятельности, другие локальные акты предприятия.
- Налоговые декларации за отчетный период.
- Регистры для налогового учета.
- Документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы.
- Документы, подтверждающие своевременное проведение инвентаризаций.
- Бухгалтерские отчетные бумаги.
- Различные договоры.
При отсутствии какого-либо документа его нужно восстановить. Документы подаются только в оригинале, аудиторы не принимают ксерокопии.
Перечень лиц, присутствующих на аудите
Желательно, чтобы, помимо аудиторов, на проверке присутствовали главный бухгалтер, его заместители, юрист, сотрудник, отвечающий за бухгалтерское программное обеспечение.
Присутствие этих работников сэкономит время, так как они сразу будут отвечать на возникающие вопросы. Руководителю также следует выделить ответственного сотрудника, взаимодействующего с контролирующими лицами.
Убедитесь, что у проверяющих будет доступ к 1C, другим программам для составления отчетности, им следует выделить отдельное рабочее место. Заранее подготовьте контактные телефоны работников, с которыми будет взаимодействовать аудитор. Для ответов на вопросы желательно выделить отдельное время (с утра, после обеда), чтобы проверка проходила быстрее. Если в компании действует пропускная система, заблаговременно подготовьте пропуска для проверяющих.
Таким образом, подготовка к обязательному, добровольному аудиту может занять несколько недель.
Если вам необходим качественный аудит от надежного подрядчика, то обращайтесь в ООО «Радар-Консалтинг. Мы работаем с 1998 года, а все наши аудиторы аттестованы и опытны в проведении аудиторских проверок любого уровня: НКО, ООО, АО. Вы можете оставить заявку на сайте или позвонить по номеру телефона: +7 (495) 070 35 14
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу