Министерство финансов Российской Федерации опубликовало рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год
19.01.2024С чего начать постановку системы бюджетирования предприятия? Шаг 1
27.01.2024Правила составления бухгалтерской отчётности в 2024 году меняются, в связи с внешними изменениями бухгалтерам нужно разбираться в нововведениях, чтобы обеспечить правильность ведения бухгалтерского учета. Важные этапы включают подготовку первичной бухгалтерской документации, сверку данных учета, инвентаризацию, корректировку записей на счетах и закрытие счетов. Также необходимо определить результаты от продаж и других видов деятельности, рассчитать чистую прибыль и провести реформацию баланса.
Важно соблюдать последовательность этапов для достоверности отчетов. Сведения о финансовом состоянии компании должны быть точными и полными, а вся документация должна быть подписана главным бухгалтером и руководителем. Далее раскроем основные вопросы составления бухгалтерской отчетности в 2024 году.
Как отражать в отчетности результаты инвентаризации?
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», расхождения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть зарегистрированы в бухгалтерском учете за отчетный период, соответствующий дате инвентаризации. Если организация начала применять ФСБУ 28/2023 до 1 апреля 2025 года, то такие расхождения регистрируются согласно этому стандарту. ПБУ 22/2010 при этом не применяется для регистрации расхождений, выявленных при инвентаризации.
Учетная политика организации была изменена в межотчетный период — что делать?
Согласно ПБУ 1/2008, изменения в учетной политике, связанные с внедрением нового стандарта бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете в межотчетный период и раскрываются в отчетности за тот период, когда начинается применение нового стандарта. Межотчетный период — это время между концом предыдущего отчетного периода и началом следующего. Этот период используется для формирования начальных остатков по счетам бухгалтерского учета в соответствии с новой учетной политикой. Учетные записи, относящиеся к межотчетному периоду, корректируют исходящие остатки по счетам бухгалтерского учета на конец предыдущего отчетного периода, но не считаются оборотами ни за предыдущий, ни за текущий отчетный период. Учетные записи в межотчетный период основаны на первичных учетных документах и отражаются в регистрах бухгалтерского учета.
Как проводится оценка объектов бухгалтерского учета независимым специалистом?
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета регулируются федеральными стандартами бухгалтерского учета и Международными стандартами финансовой отчетности для консолидированной отчетности. Основные методы оценки включают справедливую стоимость (по ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020), рыночную стоимость (по ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ПБУ 9/99, ПБУ 19/02) и ликвидационную стоимость (ФСБУ 6/2020), чистую стоимость продажи (ФСБУ 5/2019, ФСБУ 26/2020), возмещаемую сумму активов (ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020, МСФО (IAS) 36). Оценка этих значений осуществляется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета и МСФО не конкретизируют, кто должен проводить оценку объектов бухгалтерского учета, будь то сама организация или внешний эксперт. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:
- Организация бухгалтерского учета лежит в компетенции руководителя экономического субъекта, за исключением случаев, урегулированных бюджетным законодательством РФ.
- Бухгалтерская отчетность должна надежно отражать финансовое состояние организации, результаты ее деятельности и движение денежных средств, чтобы обеспечить пользователям этой отчетности достаточную информацию для принятия экономических решений.
Правила применения ФСБУ 14/2022 ранее бухгалтерской отчетности за 2024 года
Согласно приказу Минфина России от 30 мая 2022 г. № 86н, организации имеют право принять решение о раннем применении Федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) 14/2022 до окончания отчетного периода 2023 года. Если организация приняла такое решение, то ей также следует принять решение о раннем применении ФСБУ 26/2020 в отношении капитальных вложений в нематериальные активы, также до окончания отчетного периода 2023 года.
В данном случае, при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год, организация должна учитывать следующие аспекты:
- Соблюдение требований, установленных ФСБУ 26/2020, относительно формирования информации о капитальных вложениях в нематериальные активы.
- Соблюдение требований, установленных ФСБУ 14/2022, относительно формирования информации о нематериальных активах.
- В годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год необходимо раскрыть решение об раннем применении указанных стандартов и объяснить причины, по которым такое решение было принято.
Таким образом, организация должна соблюдать соответствующие стандарты при подготовке своей бухгалтерской отчетности за 2023 год и информировать о раннем применении ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в своей отчетности.
Правила отражения в отчетности неоперационной аренды у арендодателя
Согласно положениям ФСБУ 25/2018, при классификации арендуемого имущества как объекта неоперационной (финансовой) аренды, арендодатель учитывает инвестицию в аренду как актив на дату передачи арендуемого имущества. В этот же момент арендодатель списывает переданный в аренду актив.
С учетом этого, а также связанных норм ПБУ 1/2008 и МСФО (IFRS) 16, в бухгалтерском балансе арендодателя инвестиции в аренду, представляющие собой будущие арендные платежи по договору аренды, чья оценка определяется в соответствии с ФСБУ 25/2018, отражаются аналогично способу учета дебиторской задолженности организации.
Правила отражения в отчетности неоперационной аренды у арендатора
В соответствии с ФСБУ 25/2018, арендатор должен учитывать объект аренды на дату его получения как актив в праве пользования, с одновременным признанием арендных обязательств, если ФСБУ 25/2018 не предусматривает иное. Пункт 11 ФСБУ 25/2018 допускает случаи, когда арендатору не требуется учитывать объект аренды как актив в праве пользования. В таких ситуациях, арендные платежи учитываются как расходы, равномерно распределяемые по сроку аренды, либо на основе другого метода, который отражает способ, которым арендатор извлекает экономическую выгоду из объекта аренды.
В контексте соответствующих норм ПБУ 1/2008 и МСФО (IFRS) 16, учет объектов неоперационной (финансовой) аренды в бухгалтерском балансе арендатора осуществляется следующим образом:
- Право пользования активом отражается в разделе внеоборотных активов, либо обособленно для значимых позиций, либо совокупно с аналогичными активами (капитальные вложения, основные средства и т.п.), при этом важно предоставить соответствующие пояснения в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах, если эти позиции являются существенными.
- Обязательство по аренде учитывается в разделе долгосрочных или краткосрочных обязательств, в зависимости от срока погашения.
Правила составления бухгалтерской отчётности в 2024 году при использовании операций с цифровым рублем
Федеральные законы № 339-ФЗ от 24 июля 2023 года «О внесении изменений в первую, вторую и третью части Гражданского кодекса Российской Федерации» и № 340-ФЗ от той же даты «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением цифрового рубля» обозначили старт использования и правового регулирования цифрового рубля. В ответ на это, Банк России выпустил Положение № 820-П от 3 августа 2023 года «О платформе цифрового рубля». Подавляющее большинство норм законодательства о цифровом рубле начали действовать с 1 августа 2023 года.
Для организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым учреждениям, бюро кредитных историй и кредитным рейтинговым агентствам, руководство по бухгалтерскому учету операций с цифровым рублем можно найти в Информационном сообщении ИС-учет-47.
Как отражать в бухгалтерской отчетности активы, которые недоступны к использованию?
Согласно ПБУ 4/99, в бухгалтерском балансе необходимо отдельно выделять активы, если они имеют существенное значение и без их учета невозможно адекватно оценить финансовое состояние или результаты деятельности организации. ПБУ 23/2011 требует раскрытия информации о значительных суммах денежных средств или их эквивалентов, которые на отчетную дату недоступны для использования организацией, с указанием причин таких ограничений.
В кредитных и некредитных финансовых организациях, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентствах учет заблокированных активов в иностранной валюте регламентируется Указаниями Банка России № 6155-У и № 6154-У от 15 июня 2022 года, а также письмами Департамента регулирования бухгалтерского учета Банка России.
С 1 января 2024 года начали действовать новые Указания Банка России № 6379-У и № 6378-У от 23 марта 2023 года, касающиеся отражения активов и обязательств в иностранной валюте в условиях ограничительных мер.
По этим указаниям, кредитные и некредитные финансовые организации, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства должны перенести стоимость заблокированных активов, не являющихся невозмещаемыми, на лицевые счета в иностранной валюте по официальному курсу. Если такие активы не будут признаны невозмещаемыми, их стоимость переносят на лицевые счета в иностранной валюте, отражая первоначальную сумму иностранной валюты и признавая доходы или расходы от переоценки средств в иностранной валюте.
Правила составления бухгалтерской отчётности в 2024 году при отражении налога на сверхприбыль
Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль» ввел налоговые обязательства на сверхприбыль. Для правильного бухгалтерского учета этого налога следует руководствоваться следующими документами:
- Кредитные организации должны опираться на Положение Банка России № 810-П от 24 ноября 2022 года, которое устанавливает порядок учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода.
- Некредитные финансовые организации, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства должны следовать Положению Банка России № 487-П от 2 сентября 2015 года, касающемуся отраслевого стандарта учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода.
- Для других организаций рекомендуется использовать Информационное сообщение ИС-учет-46.
В годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год налог на сверхприбыль отражается следующим образом:
- В кредитных и некредитных финансовых организациях, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентствах: а) Обеспечительный платеж, уплаченный в бюджет, отражается как дебиторская задолженность на балансовом счете № 60301 «Расчеты по налогам и сборам». б) Расходы по налогу на сверхприбыль учитываются в текущих финансовых результатах 2023 года. В отчете о финансовых результатах они отражаются по строкам 51101 и 61101 для кредитных и некредитных финансовых организаций соответственно.
- В других организациях: а) Обеспечительный платеж отражается в дебиторской задолженности. б) Оценочное обязательство по налогу на сверхприбыль учитывается в оценочных обязательствах. в) Расходы по оценочному обязательству отражаются в разделе «Прочее» отчета о финансовых результатах.
В случае существенного влияния налога на сверхприбыль на финансовое состояние, данные обязательно должны быть раскрыты отдельно, например, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
При включении данных об уплате налога на сверхприбыль в консолидированную финансовую отчетность за 2023 год, рекомендуется руководствоваться документом ОП 20-2023 «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации», выпущенным Межведомственной рабочей группой по применению МСФО.
Правила составления бухгалтерской отчётности в 2024 году в отношении раскрытия информации о вознаграждении аудиторской компании
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность должна представлять достоверную картину финансового состояния экономического агента, его финансовых результатов и денежных потоков за отчетный период, чтобы удовлетворить потребности пользователей в информации для экономических решений. Аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими компаниями согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.
По ПБУ 4/99, комментарии к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны предоставлять пользователям информацию, необходимую для адекватной оценки финансового положения организации и ее финансовых результатов. Доверие к оценке аудиторской организации зависит от ее независимости, поэтому важно включать в пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах информацию о вознаграждении аудиторской организации, особенно для общественно значимых компаний в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Эта информация должна охватывать размер вознаграждения аудиторской организации за аудит бухгалтерской отчетности за отчетный год, а также суммы за дополнительные аудиторские и сопутствующие услуги, оказанные в этот период. Раскрытие данных о вознаграждении аудиторской компании также регламентируется Кодексом корпоративного управления, утвержденным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 года.
Как раскрывается бухгалтерская отчетность?
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», публикация бухгалтерской отчетности выполняется в соответствии с нормами и случаями, определенными федеральными законами. Конкретные сценарии для публикации оговариваются в законах, таких как «Об акционерных обществах» (включая публичные и непубличные акционерные общества с более чем 50 акционерами) и «О рынке ценных бумаг» (для эмитентов ценных бумаг). В вопросах раскрытия бухгалтерской отчетности следует руководствоваться следующими положениями:
- Постановление Правительства РФ № 1490 от 13 сентября 2023 года «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности» реализует положения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и относится только к консолидированной финансовой отчетности.
- Постановление Правительства РФ № 1102 от 4 июля 2023 года устанавливает, что эмитенты ценных бумаг не обязаны раскрывать или предоставлять определенную информацию, включая бухгалтерскую отчетность, как указано в Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет структуру, содержание и порядок подготовки информации для бухгалтерской отчетности согласно федеральным и отраслевым стандартам бухгалтерского учета.
- Экономические субъекты обязаны предоставлять один экземпляр своей годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту нахождения для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности.
Законодательство РФ не предполагает исключение из бухгалтерской отчетности какой-либо информации, предусмотренной федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, в отличие от консолидированной финансовой отчетности.
Доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности, регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и постановлениями Правительства РФ от 16 сентября 2022 года № 1624 и № 1625.
Правила составления бухгалтерской отчётности в 2024 году с изъятием отдельных сведений
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность представляет собой информацию, необходимую для предоставления достоверного обзора финансового состояния экономического субъекта на отчетную дату, результатов его финансовой деятельности и движения денежных средств в течение отчетного периода. Эта информация должна быть систематизирована в соответствии с требованиями, определенными данным законом, и необходима пользователям для принятия обоснованных экономических решений.
Детали состава, содержания и метода подготовки информации для включения в бухгалтерскую отчетность определяются федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета. Конкретно, в соответствии с ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 11/2008, ПБУ 12/2010, организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, могут включать информацию в сокращенном объеме с целью минимизации рисков, возникающих из-за раскрытия подробной информации, которая согласно правилам бухгалтерского учета может привести к нежелательным последствиям для организации или других лиц. Однако указанные стандарты не требуют объяснять причины или основания для ограничения раскрытия информации в примечаниях к бухгалтерскому балансу или отчету о финансовых результатах.
Постановления Правительства РФ № 1102 и № 1490 не касаются напрямую процесса составления и раскрытия бухгалтерской отчетности организациями.
Как составляется консолидированная отчетность?
В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», консолидированная финансовая отчетность организаций в России должна составляться в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В этом контексте, при составлении консолидированной финансовой отчетности необходимо опираться на МСФО, действующие на территории Российской Федерации, включая, например, документы МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9. Кроме того, полезным может быть учет практики применения МСФО в России, которая обобщена в документах Межведомственной рабочей группы, например, в документах ОП 1-2012 – ОП 20-2023.
Что касается раскрытия консолидированной финансовой отчетности, согласно статье 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», отчетность, содержащая информацию, определенную Правительством РФ, должна раскрываться без этих сведений. Если невозможно исключить из отчетности информацию, указанную Правительством РФ, то такая отчетность не подлежит раскрытию.
Для решения вопросов, связанных с исключением из консолидированной финансовой отчетности информации, определенной Правительством РФ, рекомендуется обращаться к документу ОП 18-2023, подготовленному Межведомственной рабочей группой по применению МСФО. Эти рекомендации основаны на постановлении Правительства РФ № 1490.
Если вам необходимы качественные аудиторские или бухгалтерские услуги, то обращайтесь в нашу аудиторскую компанию. Работаем с 1998 года, состоим в СРО «Содружество», а в штате работают специалисты с опытом от 20 лет. Обратиться можно по телефону: +7 (495) 070 35 14
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу