Аудиторская проверка: обязательная и инициативная
19.12.2023Что такое управленческий учет и система бюджетирования предприятия?
19.01.2024Мы начинаем 2024 год с нового направления в нашей деятельности: постановка системы бюджетирования для предприятий СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства).
Наши статьи по тематике: «Управленческий учет. Бюджетирование», представляют интерес для собственников бизнеса, для генеральных директоров, для финансовых директоров организаций СМП и ИП.
Для начала уточним, какие предприятия относятся к СМП- это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям, и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов п. 1 ст. 3 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Для получения статуса СМП необходимо соответствовать критериям, которые установлены ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Одним из основных критериев является показатель выручки организации:
Для контроля применения УСН в 2024 году будет полезной следующая таблица:
СМП имею определенные преимущества, связанные с тем, они имеют право на основании закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вести бухгалтерский учете в упрощенном порядке, составлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде, а также применять УСН (упрощенную систему налогообложения) на основании НК РФ.
В то же время, применяя упрощенные методы бухгалтерского учета, собственникам бизнеса необходимо иметь информацию о доходности бизнеса, а также о финансовом состоянии бизнеса, для принятия управленческих решений.
Практически все руководители организаций СМП ведут свой управленческий учет в эксель-таблицах, отслеживая те финансовые показатели, которые для них представляют интерес.
Какие существуют формы управленческого учета?
Основными формами управленческого учета являются:
- Отчет о Движении Денежных Средств (или CashFlow), который обеспечивает контроль денег в компании.
- Бюджет доходов и расходов (или P&L), который обеспечивает контроль доходности бизнеса по прибыли, а также контроль операционных затрат компании (OPEX), расчет маржи, рентабельность продаж по компании и/или по проектам.
- Управленческий баланс, который обеспечивает контроль запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитал, вложенного в бизнес.
А теперь, уважаемые читатели, тех, кто ведет управленческий учет у себя в компании, прошу ответить на вопрос: «Какая управленческая отчетность ведется в Вашей организации?».
Я думаю, что большинство ответов были такие: «Мы составляем только один управленческий отчет по приходу и расходу денежных средств». Другими словами, этот отчет называется «Отчет о движении денежных средств».
Поэтому, очень часто руководители и/или собственники бизнеса, задаются «смешным» вопросом: «Почему прибыль есть в компании, а денег на расчетном счете нет». Но деньги на расчетном счете компании — это не прибыль!
Чтобы понимать, какую прибыль зарабатывает бизнес, надо составлять другой управленческий отчет, который называется Отчет о прибылях и убытках, или Отчет о финансовых результатах, или Бюджет доходов и расходов, или P&L, по существу, это один и тот же управленческий отчет.
Для чего необходима система бюджетирования для СМП?
Надо сказать, что я сама, являюсь руководителем аудиторской компании (СМП), в нашей аудиторской компании управленческий учет ведется в эксель-таблице, и у нас, как у большинства малых предприятий, ведется только один управленческий отчет по приходу и расходу денежных средств (БДДС), других бюджетов у нас нет.
Для бизнеса бюджетирование заключается не только в плановых и отчетных бюджетных формах, бюджетирование — это решение конкретных проблем бизнеса, конкретной боли бизнеса.
В определенном смысле, бюджетирование – это попытка предугадать будущее, поставить себе цели и идти к ним. Каждый проект бюджетирования – уникальный, поэтому надо подбирать методику, которая подходит конкретной компании.
Наша аудиторская компания приняла решение о внедрении в нашей компании системы бюджетирования с использованием программы по автоматизации процесса бюджетирования.
Мы планируем постепенно пройти все этапы постановки системы бюджетирования предприятия:
- Этап 1. Определение потребностей, которые мы закрываем, постановка стратегических целей, описание бизнес-процессов, определение ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных стратегических целей.
- Этап 2. Разработка методологии бюджетирования, структуры бюджетов, системы документооборота (сбора информации), определение ключевых управленческих бюджетов, регламент планирования и отчетности по бюджетам.
- Этап.3. Выбор платформы и подходящего программного обеспечения для автоматизации процесса бюджетирования.
- Этап. 4. Внедрение системы бюджетирования c использованием IT-технологий, обучение персонала, внесение корректировки в бюджетный процесс, учитывая возможности программного продукта.
В дальнейшем мы планируем на канале Дзен публиковать статьи о продвижении нашего проекта постановки системы бюджетирования предприятия, а также будем делиться своим опытом и давать рекомендации для тех компаний, которые заходят последовать нашему примеру постановки системы бюджетирования в своей в компании.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Заявки на консалтинговые услуги подавайте на сайте нашей аудиторской компании.
Если вам необходима услуга аудита управленческого учета, то обращайтесь в нашу аудиторскую компанию. Работаем с 1998 года, состоим в СРО «Содружество», а в штате работают специалисты с опытом от 20 лет. Обратиться можно по телефону: +7 (495) 070 35 14
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу