Федеральные стандарты бухгалтерского учета. Анализ применения ФСБУ 5/2019, 26/2020 и 6/2020
09.12.2020Бухгалтерская пандемия — что изменилось, и как вести бухгалтерский учет в условиях пандемии?
15.12.2020Налоговая проверка по НДС. Как ФНС проверяет декларации по НДС? Как бизнесу защитить свои интересы?
Налоговая проверка по НДС – ответственное контрольное мероприятие для каждой организации. Она может выявить ошибки и неточности в составлении декларации. Велик риск того, что компания подвергнется финансовыми санкциями. Поэтому, необходимо знать, как проводится налоговая проверка по НДС, как подготовиться к проверке и защитить интересы своего бизнеса.
Что такое налоговая проверка по НДС?
Впервые в России налог на добавленную стоимость появился в начале 1992 года. Вступил в действие закон о его введении. Основная ставка равнялась 28%. С началом действия Налогового кодекса в 2001 году, в нем появилась глава 21 – НДС.
Ставки НДС изменялись. Уже через год, с 1 января 1993, плательщики стали начислять 20%. Такой порядок просуществовал до 2004 года, когда основная ставка была снижена до 18%. Никакого увеличения не было до 2019. Налог подняли снова до 20%.
НДС относится к косвенным налогам. Он заложен в стоимости продаж. Исключение составляют товары и услуги, не облагаемые налогом. Одна из специфик правил начисления – плательщик может потребовать возврат сумм из бюджета.
Как следует из названия, налог платится с добавленной стоимости. С разницы между продажной и покупной ценой товаров, образующей валовую прибыль. Когда компания осуществляет закупку – в стоимости заложен входящий НДС. При реализации он начисляется.
Вы можете обратиться за помощью к бухгалтеру и задать вопрос по теме ведения бухгалтерии и бухгалтерского учета:
Разница между начисленным и входящим НДС образует сумму, которую компания должна уплатить в бюджет. Налоговым кодексом установлены плательщики, база, порядок расчета, сроки уплаты, льготы, ставки, освобождения, правила представления деклараций.
Налоговый контроль
Контроль за уплатой налога в бюджет осуществляет ИФНС. НК РФ предписывает этому учреждению проводить комплекс мер по приему деклараций, их проверке, надзору за правильностью начисления.
В Налоговом кодексе указан перечень мероприятий, которые может проводить ИФНС для контроля полноты начисления и уплаты НДС в бюджет. Основные из них:
- регистрация налогоплательщиков;
- камеральная проверка;
- выездная налоговая проверка по НДС.
Кодекс четко определяет, какие мероприятия должна осуществлять ИФНС при каждом виде налогового контроля по НДС.
Налоговая проверка по НДС — камеральная проверка
НДС приносит в государственный бюджет большие доходы. Правила начисления сложны. По итогам расчета компания может предъявить суммы, которые ей бюджет обязан возместить. Это причины, объясняющие повышенное внимание ИФНС к налогу. Каждая декларация, которая направляется в фискальный орган, проходит камеральную проверку.
Цель камеральной проверки
Основная задача камеральной проверки – определить правильное исчисление налога. ИФНС должна убедиться, что НДС уплачен в суммах, соответствующих правилам, установленным НК. Вычеты произведены законно, нет занижения сумм, причитающихся к перечислению в бюджет.
Большинство компаний и частных предпринимателей сдают декларации, где указаны суммы к уплате. НК предусмотрены случаи, когда предприятие вправе потребовать возмещение сумм из бюджета. Деньги на расчетный счет поступят только после проведения камеральной налоговой проверки по НДС.
Чтобы провести камеральный мониторинг, не нужно специального решения руководителя ИФНС. У фискального органа нет обязанностей по информировании налогоплательщика о проведении контрольного мероприятия.
Сроки камеральной проверки
До 2018 года срок проведения камеральной налоговой проверки по НДС составлял 3 месяца. Правительство его сократило до 2 мес. Федеральным законом 302 ФЗ. Это уменьшение срока облегчило положение тех плательщиков НДС, которые претендуют на возмещение.
Получить деньги на расчетный счет или поставить сумму к зачету, теперь можно на один месяц раньше. Однако, если инспектор при проверке обнаружит нарушения правил учета, срок может быть продлен до трех месяцев.
Решение о том, что необходимо продление срока проверки, должен принять руководитель ИФНС. По правилам, указанным в НК, при обнаружении нарушений составляется соответствующий акт. Налогоплательщику высылается этот документ не позднее 10 дней без учета выходных.
Плательщик будет проинформирован о том, что срок камеральной проверки продлен до 3 месяцев направлением от ИФНС соответствующего акта. Если по прошествии 2 мес. и 10 дней не получено послания, значит налоговая декларация по НДС успешно принята фискальным органом.
Налоговая проверка по НДС — что проверяется инспекцией?
Налоговым кодексом предусмотрен механизм начисления НДС. Первичным документом по учету этого налога является счет-фактура. Каждая покупка и реализация облагаемых товаров и услуг должна оформляться этим документом.
По покупкам поставщики обязаны оформить счет-фактуру. В ней указывается стоимость товара или услуги и сумма налогам. При реализации также необходимо составить этот документ.
Данные всех счетов-фактур заносятся в специальные регистры. По полученным – книги покупок, по выставленным – продаж. Итоговые данные из этих учетных документов попадают в налоговую декларацию.
Представив декларацию, плательщик информирует налоговый орган о суммах, подлежащих уплате или зачету. ИФНС должна проверить данные. Мониторинг осуществляется автоматически, с использованием специальных программных комплексов.
Основная задача проверки – выявить расхождения между НДС, начисленным продавцами и налоговыми вычетами, предъявленными покупателями. Программа автоматически сравнивает счета-фактуры к уплате и к зачету. Выявляются расхождения.
Процесс проверки
С 2015 года ИФНС принимает декларации по НДС только в электронной форме. Отчетный период – квартал. Отчеты предоставляются до 25 числа следующего месяца.
После получения электронной формы, она проверяется специальной программой. Приложением к этому отчетному документу являются книги покупок и книги продаж. В этих регистрах содержатся сведения о всех полученных и выданных счетах-фактурах, итоговые данные о которых занесены в декларацию.
В ходе мониторинга выявляются:
Расхождения
Это случаи, когда поставщик отразил в книге продаж счет-фактуру с одной суммой налога, а у покупателя указана другая. Выявлено несоответствия. Программа сигнализирует об ошибке.
Существует несколько часто встречающихся объяснений выявленным несоответствиям:
- Поставщик выставил корректировочную счет-фактуру с исправленной информацией по сумме налога, а данные о ней не внес в книгу продаж. Покупатель отразил в декларации первоначальный документ.
- Произошла техническая ошибка, в результате которой данные о выставленной счет-фактуре продавца неправильно отразились в декларации. Покупатель предъявил налог к зачету по полученному документу корректно.
Разрывы по НДС
Ситуации, когда покупатель предъявляет к зачету сумму НДС по полученной счет-фактуре, а программа не обнаруживает этот документ в декларации продавца.
Наиболее частые объяснения этому случаю:
- Поставщик не отразил в отчетности данные о выставленной счет-фактуре, либо сдал «нулевую» декларацию.
- Контрагента покупателя программа не обнаружила в ЕГРЮЛ или компания была ликвидирована.
Если счет-фактура получена с опозданием, после даты отчета, покупатель не вправе ее включить в декларацию. По правилам НК, предъявить сумму НДС по этому документу можно в последующих кварталах, не позднее 3 лет с даты внесения в книгу покупок. В этом случае также возникнет разрыв.
Системой проверяется номер счета-фактуры, наименование поставщика и покупателя, их идентификационные номера налогоплательщика, юридические адреса. Если по данным мониторинга будут выявлены несоответствия, программа проинформирует об ошибке.
Если системой будет выявлена ошибка по расхождению, разрыву, другому несоответствию, она, без участия инспектора, сформирует требование налогоплательщику о даче пояснений. К этому отчету будет сформирован список сомнительных операций с размещением кода ошибки. Указываются следующие обозначения:
- «1» – заявленный вычет суммы НДС не подтвержден в декларации поставщика, произошел разрыв;
- «2» – данные отчета покупателя не соответствуют сумме НДС в декларации поставщика, выявлено расхождение;
- «3» – информация по счету-фактуре не совпадает у контрагентов, указан неправильный номер, дата и прочие данные;
- «4» – в графах предоставленной декларации найдены ошибки и несоответствия показателей.
На присланные требования по даче пояснений, налогоплательщик обязан ответить в течение 5 дней и представить необходимые документы.
Автоматический комплекс АСК для проверки НДС
С 2013 года начат процесс перехода на автоматизированный контроль всех расчетов по НДС. Был внедрен комплекс программного мониторинга АСК НДС. Эта система позволяет получать данные по всем операциям на территории страны.
С 2015 запущена система АСК НДС 2. В 2018 комплекс был усовершенствован и начал работу АСК НДС 3. Алгоритм этого программного обеспечения позволяет выявить все взаимосвязанные операции контрагентов, в которых присутствуют расчеты с налогом.
На основании полученных данных по декларациям и банковским расчетам налогоплательщиков, система формирует цепочки по расчетам между предприятиями. Отслеживает на любом из этапов расчета начисление и возмещение НДС.
Инспектору не нужно делать запросы в ИФНС других регионах. В единой базе содержится вся необходимая информация для проверки деклараций. Определить правомерность предъявления суммы НДС к зачету стало гораздо легче. На эту процедуру затрачивается мало времени.
Исчез человеческий фактор. С работниками налоговой инспекции нельзя договорится. Прием деклараций и проведение камеральной налоговой проверки по НДС происходит автоматически. Инспектор только контролирует процесс и не может самостоятельно внести изменения.
АСК НДС не только способен обнаружить ошибки в декларации в виде разрывов и расхождений, но и сформировать пакет подтверждающих документов при обнаружении намеренного уклонения от уплаты налога. Полученная информация может послужить поводом для выездной проверки.
Сотруднику инспекции не надо дополнительно запрашивать акты сверок, не нужна встречная налоговая проверка по НДС при обнаружении недоплаченных в бюджет сумм, которые позволяют возбудить не только административные, но и уголовные дела. Эти данные в электронном виде направляются в Следственный комитет.
АСК НДС также выявляет признаки незаконной оптимизации налогообложения. Использование запрещенных схем дробления бизнеса, применения компаний, специально созданных для уклонения от уплаты налога.
Что делать если выявлены нарушения в ходе камеральной проверке по НДС?
Если камеральная налоговая проверка уплаты НДС выявляет нарушения порядка исчисления налога и составления декларации, плательщику направляется требование по даче пояснений. В этом документе будут указания на операции и счета-фактуры, которые привлекли внимание автоматической системы проверки.
Будет приложен список документов, копии которых необходимо предоставить. Плательщику нужно через личный кабинет сформировать и выслать квитанцию, свидетельствующую о том, что требование получено. Если этого не сделать в течение 5 дней, ИФНС вправе заблокировать расчетный счет компании.
Если плательщик согласен с исправлениями, которые предлагает сделать ИФНС, нужно в течение 5 дней отправить корректировочную декларацию. При несогласии, в налоговую инспекцию отправляются пояснения с приложением подтверждающих документов.
Перед отправкой пояснений, необходимо сделать сверку с контрагентом, чтобы проверить информацию ИФНС. Даже если не подтвердились сведения об ошибке, нужно отправить ответ на требование налоговой. В документе указывается, что компания составила декларацию правильно.
Если в налоговую не поступит пояснение, то ИФНС может наложить штраф на предприятие в размере 5 тысяч рублей. Если повторно проигнорировать требование, санкция составит 20 тыс. При отправке уточненной декларации, компания может не прикладывать дополнительную информацию. В этом случае правила НК будут соблюдены.
Если у вас возникли проблемы при прохождении налоговой проверки по НДС, то обращайтесь в нашу компанию. Мы поможем привести бухгалтерию в порядок и без проблем пройти налоговую проверку:
ИФНС делает запрос документов
Инспекция вправе запрашивать подтверждающие документы даже если декларация составлена верно и не подтверждены разрывы и расхождения. Возможны несколько причин повышенного внимания ИФНС:
- В представленной декларации указана сумма к зачету из бюджета.
- У ИФНС есть сведения о том, что у компании есть операции, проведенные с целью уклонения от уплаты налога.
- Компания использует налоговые льготы.
- У контрагента предприятия проводится выездная налоговая проверка по НДС или другие фискальные мероприятия.
Это самые распространенные причины. ИФНС укажет, копии каких документов необходимо предоставить. Это могут быть договоры, акты выполненных работ, зачеты взаимных требований.
Документы можно отправить в виде сканированных копий через личный кабинет или доставить в ИФНС. Инспекция вправе запросить предоставление подлинников.
Осмотр помещений
При проведении камеральной проверки, ИФНС вправе осмотреть офис и другие помещения компании. Это предписывает статья 91 НК. Мероприятия проводятся для того, чтобы подтвердить реальную деятельность организации по юридическому адресу.
Осмотр офиса плательщика производится по решению руководителя инспекции. Сотрудник ИФНС должен иметь служебное удостоверение и предписание на выполнение соответствующих действий.
Налоговая проверка по НДС и её результат
В том случае, если мониторинг предоставленной декларации прошел успешно, ИФНС не составляет никаких документов. В личном кабинете плательщика не будет запросов и требований. Если в течение 2 месяцев и 10 дней от инспекции ничего не поступит, значит никаких вопросов к компании нет.
В случае обнаружения ошибок, расхождений, разрывов, срок проверки может быть продлен до 3 месяцев. Это решение должно быть оформлено приказом руководителя ИФНС. Инспекция направит акт по итогам контрольных мероприятий. У плательщика будет 10 дней чтобы согласится или представить возражения по существу выявленных нарушений.
После получения возражений или согласия плательщика, руководитель инспекции выносит решение. Если совершены нарушения, по которым предусмотрен штраф, на компанию накладываются санкции, предусмотренные НК и КоАП.
Зачет и возврат НДС по итогам проверки
ИФНС при проведении контрольных мероприятий руководствуются правилами НК. Однако, вышестоящие налоговые органы выпускают методические рекомендации и инструкции для использования сотрудниками региональных инспекций при проверках деклараций по НДС. Эти документы не нарушают требований кодекса, но предписывают особые условия мониторинга отчетности.
Установлен предел вычетов. В среднем, он не превышает 90% суммы, начисленной к уплате. Если показатель выше, отчетность проверяют более тщательно. Особое внимание сотрудники ИФНС уделяют декларациям, которые требуют зачета НДС.
Если к поданной декларации у ИФНС нет претензий, компания может потребовать зачет или возврат налога из бюджета. В инспекциях может быть план по таким операциям, превышать который вышестоящие налоговые органы не рекомендует. Налоговый кодекс предусматривает заявление вычета по НДС в любом периоде, не позднее 3 лет после принятия счет-фактуры к учету.
Используя это правило, сотрудники ИФНС могут вызвать руководителя компании и рекомендовать предъявить вычет в следующем периоде, когда начисления будут перекрывать суммы к возмещению. В связи с этими доводами может поступить просьба подать уточненную декларацию без суммы к зачету.
Если руководитель компании уверен в своей правоте, он может проигнорировать просьбы и настаивать на возврате или зачете НДС. Данное требование вполне законное и регламентируется статьей 176 НК. Спустя 7 дней после проверки декларации, инспекция выносит решение о возмещении налога.
Возмещение может быть в виде зачета или возврата суммы на расчетный счет. При первом варианте перерасчет происходит автоматически. Если были задолженности по НДС они погашаются. На распределение по другим видам налогов необходимо заявление плательщика.
Для возврата суммы на расчетный счет плательщику необходимо предоставить заявление. Если этот документ подан во время проверки, то согласно статье 176, деньги поступят из казначейства через 5 дней после того, как ИФНС направит распоряжение.
Если заявление будет подано позже, то ждать возврата придется еще месяц. Минимальное время от подачи декларации до поступления денег от казначейства равняется двум месяцам и 12 дням. В случае нарушения ИФНС правил НК, плательщик может потребовать компенсацию, которая предусмотрена 176 статьей. Она выплачивается из расчета ключевой ставки ЦБ.
Возврат НДС по особым правилам
Налоговый кодекс статьей 176 предусматривает механизм ускоренного возврата из бюджета сумм НДС, причитающихся к зачету. Такое право дано не всем юридическим лицам. Есть ограничения:
- за три последних года компания должна заплатить в бюджет не менее 2 млрд. рублей;
- предоставляется банковская гарантия.
К банку-гаранту также предъявляется ряд требований. Если все условия соблюдены, то фирма получит возмещение из бюджета уже через 15 дней после представления декларации. Этапы этого процесса:
- У компании есть всего 5 дней после подачи декларации для представления заявления по ускоренному возврату сумм НДС к возмещению.
- Еще 5 дней ИФНС будет проверять документы и выносить решение по представленному заявлению.
- Не позже чем через 5 дней после одобрения возврата, в казначейство поступит распоряжение о перечислении денег плательщику.
По этому правилу, если все условия соблюдены, деньги на расчетный счет заявителя придут минимум через 15 дней после подачи декларации. Отчетность налогоплательщика будет проверяться в обычном порядке.
Выездная налоговая проверка по НДС
Вместе с камеральной, выездная налоговая проверка по НДС является одним из видов мониторинга. Эта контрольная процедура строго регламентирована Налоговым кодексом.
После внедрения комплекса АСК НДС, большая часть контрольной деятельности налоговых инспекций переместилась в область камерального мониторинга. Однако, выездные проверки играют важную роль в выявления случаев уклонений от полной и своевременной уплаты налога. Благодаря этим мероприятиям бюджет получает значительную долю доходов.
Виды выездных налоговых проверок
Налоговый кодекс не содержит подразделения выездных проверок в зависимости от поставленных задач. Практическую деятельность налоговой инспекции в организации этих контрольных мероприятий можно разделить на несколько видов.
Способ проведения.
Первый метод. Фискальным органом может быть выбрано несколько хозяйственных операций компании, которые вызвали подозрения. Второй способ. ИФНС проводит сплошную проверку за определенный период времени, выявляя факты уклонения или неполного начисления НДС.
Объект проверки.
Первый способ. Налоговики проверяют отдельное предприятие. Второй вариант. В случае получения информации об организации схем уклонения от уплаты налога с использованием нескольких фирм или предпринимателей, сотрудники инспекции могут проверить группу компаний.
Вид налога.
Полноту расчета и уплаты НДС могут проверить как отдельный вид обязательных бюджетных платежей. Второй вид проверки – комплексный контроль над всеми налогами или несколькими их видами со схожими базами начислений.
Руководство компании могут заранее предупредить о назначении проверки налогового учета по НДС. Однако, Налоговым кодексом не предусматривается обязательное извещение о проведении контрольных мероприятий.
Особенности выездной проверки
Главная особенность выездной проверки становится понятной из ее названия. Это мероприятие проводится на территории плательщика. Сотрудники ИФНС приходят по юридическому адресу компании или в другие помещения, принадлежащие ей или арендуемые.
Такой вид контрольных мероприятий регулируется статьей 89 Налогового кодекса. Основные особенности выездного мониторинга:
- Мероприятий контроля проводятся по адресу нахождения плательщика.
- Назначается выездная налоговая проверка по НДС только решением руководителя ИФНС. Этот документ сотрудники инспекции обязаны предъявить руководителю плательщика перед началом процедуры.
- Период, за который будет запрошена документация и будет проходить проверка полноты начисления НДС, не больше 3 лет.
- Запрещается проверки повторно за тот период, по которому уже были проведены выездные контрольные мероприятия.
- За год сотрудники инспекции могут только один раз прийти с проверкой по НДС.
Плательщика может проверять только тот территориальный налоговый орган, где он находится на учете.
Плательщику необходимо обратить внимание на предписание о проведении проверки, утвержденное руководителем ИФНС. Если этот документ не будет предъявлен, не сделана пометка об ознакомлении с ним, существует причина оспорить результаты проведенных контрольных мероприятий.
После предъявления предписания о начале проверки, плательщику необходимо оценить условия размещения проверяющих, предоставление рабочих мест и необходимого оборудования. Если нет свободных подходящих помещений, мебели, комнаты не имеют подключения к электричеству, руководитель проверяемой компании может написать соответствующее заявление.
Если такого заявления не поступит, руководитель инспекции может принять решение о проведении проверки в помещении ИФНС.
Сроки выездной налоговой проверки (ВНП)
Даже в исключительных случаях продленный срок проведения проверки не должен превышать 6 месяцев. По общим правилам контрольные мероприятия длятся 2 месяца. Увеличить время проверки может руководитель ИФНС до 4 месяцев.
Мероприятия проверки могут быть приостановлены до полугода. Это решение принимается только руководителем инспекции. Обратиться с просьбой о паузе в работе может руководитель предприятия. Если причина уважительная, его ходатайство могут удовлетворить.
Цели мониторинга НДС
Основная задача любого контрольного мероприятия со стороны ИФНС – выявить факты занижения сумм начислений, уклонений от уплаты. Если проверка тематическая, не охватывающая несколько видов налогов, а только НДС, то у нее будут отдельные цели.
Перед началом выездной проверки составляется план проведения контрольных мероприятий. Используются внутренние инструкции ИФНС и методические указания. Собирается и анализируется информация по плательщику. Исследуются его декларации, изучаются хозяйственные связи, определяется оборот по реализации.
С учетом специфики хозяйственной деятельности плательщика, сотрудники инспекции внимательно изучат и проанализируют следующие вопросы:
- Правильность расчета НДС при реализации товаров и услуг предприятия.
- Правомерность применения основной и льготной налоговой ставки.
- Оценка образование цены на реализуемые товары и продукцию. Есть ли соответствие рыночным условиям. Производится ли намеренное завышение стоимости с целью обналичивания.
- Состав контрагентов компании. Наличие среди них фирм, специально созданных для неправомерного снижения налоговой нагрузки.
- Проверка наличия документации, свидетельствующей о правомерности заключения сделок.
- Есть ли документы от поставщиков – счета-фактуры, накладные, акты. Правильность их оформления.
- Правомерность применения налоговых вычетов по НДС.
Этот перечень целей контрольных мероприятий не утвержден в нормативной документации. Для каждой проверки он разрабатывается индивидуально и является открытым.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Проверять на выезде все зарегистрированные предприятия сотрудники инспекции не смогут физически. Внутренними документами налогового ведомства предусмотрена концепция контрольных мероприятий. Согласно этому документу, план мониторинга составляется заранее на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности компании.
С момента введения программного комплекса АСК НДС 2 и 3, стратегия контрольных мероприятий поменялась. До введения этой системы в план ИФНС ставились крупные предприятия с большими суммами выручки. Наличие объемного документооборота содержит высокую вероятность допущения ошибок в учете.
Этим пользовались налоговики. Каждой инспекции вышестоящей организацией устанавливается план по сумме выявления нарушений. Чтобы его выполнить, нужен плательщик с большими оборотами и высокой вероятностью обнаружения нарушений правил налогового учета НДС.
С момента введения комплекса АСК НДС 3, у ИФНС в руках появился эффективный инструмент для выявления потенциальных нарушений правил налогового учета. Анализ данных, полученных с использованием этой системы, стал достаточным основанием для того, чтобы была проведена налоговая проверка по НДС.
Анализируются не только данные по операциям с НДС. Изучается база по налогу на прибыль, сумма фонда оплаты труда, средняя численность работников, деятельность филиалов компании, банковские операции. Сбор информации не занимает много времени, сотрудники инспекции используют объединенные электронные базы.
Налоговая проверка по НДС — признаки вероятности выездной проверки
Основываясь на практике, можно выделить основные признаки того, что компания попадет в зону внимания ИФНС. Вероятность включения в план проверок будет очень высокая.
ИФНС обращает внимание на следующие факты хозяйственной жизни компании:
- Недостаточная налоговая нагрузка. Это отношение уплаченных налогов без страховых сборов к сумме выручки компании. ИФНС ежегодно публикует эту информацию, основанную на статистических данных по отраслям. На 2020 год среднее значение по стране – 11%
- Предприятие в налоговой отчетности показывает убыток более двух налоговых периодов.
- Вычеты по НДС выше, чем усредненное значение по отрасли. Эти данные публикуются по каждому региону. В 2020 году этот показатель равен 90%.
- В нескольких периодах подряд происходит уменьшение выручки при неизменности или росте расходов.
- Компания уличена в цепочке перепродаж, не имеющем обоснованного экономического смысла.
- Игнорирование запросов ИФНС. Руководитель компании или его представитель не являются на заседания комиссий, проводимых инспекцией.
- Предприятие снималось с учета, через некоторое время снова регистрировалась в той же ИФНС.
- Выявлены связи компании с фирмами, специально созданными с целью уклонения от уплаты налогов.
Сотрудники финансовой службы предприятия сами могут определить степень риска проведения проверки налоговых вычетов по НДС. В сети много сайтов, со специальными сервисами, позволяющими онлайн проверить налоговую нагрузку и показатель вычетов. Полученный результат нужно сравнить с данными ИФНС.
Налоговая проверка по НДС — начальный этап проверки
Организация налоговой проверки по НДС на выезде проводится только по решению руководителя ИФНС. Сотрудники инспекции, прибывшие для проведения контрольных мероприятий, обязаны предъявить предписание вместе со служебными удостоверениями.
В тексте решения о назначении проверки обязательно должна быть информация:
- по какому налогу или их группе будут проведены контрольные мероприятия;
- период, который подвергается контрольным мероприятиям;
- фамилии и должности сотрудников инспекции.
Руководитель компании должен внимательно изучить этот документ. Наименование организации, ИНН, юридический адрес, должны быть указаны верно. Ошибки, допущенные в этих реквизитах, могут быть впоследствии поводом для обжалования акта налоговой проверки по НДС.
После ознакомления с предписанием, обычно проходит краткий опрос руководителя, главного бухгалтера и работников финансовых служб компании. Сотрудники инспекции выясняют общие вопросы по проведению контрольного мероприятия:
- состав работников бухгалтерии, участки их работы;
- расположение кабинетов финансовых служб, места хранения документации;
- режим работы предприятия;
- организация рабочих мест для проверяющих.
По результатам предварительного собеседования, сотрудники инспекции могут внести поправки и корректировки в начальный план проверки.
Основные мероприятия в ходе проверки
После первого этапа, когда планы сотрудников ИФНС скорректированы, они приступают к основным действиям. Начинаются мероприятия со знакомства с учредительными документами компании. Проверяющие запрашивают:
- устав, свидетельство о государственной регистрации предприятия;
- документы о праве собственности на недвижимость, землю;
- лицензии и разрешения на право определенной деятельности;
- должностные инструкции работников.
Сотрудники инспекции проверяют регистры бухгалтерского и налогового учета. Запрашиваются оборотно-сальдовые ведомости, журналы-ордера по учету отдельных операций. В обязательном порядке проверяющим нужно предоставить первичные документы:
- журналы учета полученных и выданных счетов-фактур;
- приходные накладные, акты выполненных работ;
- договоры с контрагентами;
- кассовые книги, банковские выписки.
Налоговый кодекс статьями 91 и 93 предписывает предоставление сотрудникам налоговой службы любых документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности компании. Они имеют право, при подозрении на то, что будет сокрытие документации, произвести выемку. Проведение этой процедуры разрешается только днем.
Сотрудникам инспекции разрешено производить опрос работников компании. Проверяющие могут осматривать административные, офисные, производственные помещения, склады компании. Для отслеживания движения ТМЦ, налоговики могут произвести инвентаризацию имущества.
Сотрудникам налогового органа запрещается:
- истребование документов до начала проверки;
- проверять налоги и взносы, не указанные в решении о проведении контрольных мероприятий;
- производить мониторинг периодов, не обозначенных в предписании;
- изымать оригиналы документов;
- требовать доставку документации на территорию инспекции;
- допрашивать свидетелей без надлежащего уведомления;
- опрашивать сотрудников компании по телефону.
Особое внимание при проверке уделяется первичным документам. Изучается правильность составления, наличие всех положенных реквизитов, подписей должностных лиц. Во время контрольных мероприятий сотрудники инспекции занимаются сбором доказательств. Они имеют право попросить сделать копию интересующего их документа.
Заключительный этап выездной налоговой проверки
После проведения контрольных мероприятий на территории компании, руководителю выдается справка об их завершении. Проверка, изучение собранных доказательств, анализ документации, продолжается на территории инспекции.
В течение двух месяцев составляется акт о проведении проверки. Этот документ выписывается в любом случае, даже если нарушения не обнаружены. В итоговом акте отражаются:
- Наименование проверяемой организации, ее реквизиты. Указывается время составления, дата начала и завершения контрольных действий.
- Список мероприятий, которые проводились во время проверки – осмотры помещений, инвентаризация имущества, опросы работников предприятия. Проверенные документы.
- Какие нарушения были выявлены в ходе проверки. Обязательно указывается, что было нарушено, приводятся ссылки на нормативные документы.
- В заключительной части этого документа высказываются рекомендации по исправлению выявленных нарушений. Определяются сроки для их устранения.
Акт налоговой проверки по НДС должен быть передан руководителю компании. Срок не должен быть больше 5 дней после даты составления этого документа. Директор обязан поставить подпись.
Ознакомление с результатами ВНП и предъявление возражений
Руководству компании дается месяц на то, чтобы ознакомиться с содержанием акта о проведении выездной проверки. В этот период в налоговую инспекцию на имя начальника могут быть направлены возражения по результатам контрольных мероприятий и информации, содержащейся в акте.
Возражения направляются на специальном бланке. К нему могут прикладываться необходимые документы. Руководитель ИФНС рассматривает поступившие материалы и выносит окончательное решение.
Решение руководителя ИФНС о привлечении к ответственности вступит в силу через месяц после его вынесения. В течение этого времени руководитель компании имеет право на обжалование.
Обжалование может быть в вышестоящем налоговом органе, но подается апелляционная жалоба через ИФНС, которая вынесла решение.
Выездная налоговая проверка по НДС — наиболее частые нарушения, которые выявляются при выездной проверке
При камеральной проверке налоговых деклараций по НДС трудно выявить некоторые нарушения законодательства.
Частые нарушения, которые могут быть выявлены при выездной проверке налоговой базы по НДС.
Нарушение | Причины |
Выручка отражена в неполном размере. Не начислен НДС с этих операций. | Технические ошибки или намеренное сокрытие отдельных хозяйственных операций |
Не начислен НДС на сумму передачи мат.ценностей для собственных целей организации. | Не учтены в базе по начислению НДС операции по передаче товаров или услуг. |
На полученное безвозмездно имущество не начислен НДС. | Неправильное отнесение операции к освобождаемым от НДС. |
СМР для собственных нужд не облагались НДС. | Исключение из базы по НДС такого вида работ или не отражение в учете этой операции |
Неправильное применение 10% ставки НДС | Товары и услуги неправильно были отнесены к облагаемым по 10% ставке НДС. |
Уменьшение начисленного НДС из-за неправильного подсчета налога | Технические ошибки |
Отсутствие счетов-фактур и других первичных документов, свидетельствующих об оприходовании мат.ценностей и услуг. | Поставщик или подрядчик не представил первичные документы. |
При совмещении ОСНО и ЕНВД организация может неправильно распределять расходы. НДС с сумм товаров и услуг по деятельности при едином налоге на вмененный доход неправомерно предъявляется к вычету.
Ответственность за нарушения правил исчисления и уплаты НДС
Выездные и камеральные налоговые проверки проводятся с целью выявления нарушений по начислению и уплате НДС. Если контрольными мероприятиями эти факты будут установлены, к компании будут применяться санкции в виде штрафов и пеней.
Если в акте будет отражено занижение базы по НДС, которое возникло в виде счетной ошибки, сбоя в работе программы или другого неумышленного действия, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога.
В том случае, если инспекторы посчитают, что это действие было намеренным, штраф составит 40%. За все время, в течение которого дополнительно начисленный платеж не поступил в бюджет, надо уплатить пени.
Они начисляются на сумму неуплаченного налога в первые 30 дней после установленного срока уплаты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ. С 31 дня необходим расчет 1/150 этого значения.
Если проверка выявит сокрытие от налогообложения крупных сумм, на руководителя может быть заведено уголовное дело. Основанием для этого считается неуплата в течение 3 лет налогов на 15 млн. рублей.
Налоговая проверка по НДС — как избежать штрафов?
Абсолютное большинство выездных налоговых проверок приносит штрафы компаниям. Сотрудники ИФНС приходят подготовленные, очень редко их работа проходит без результата. Чтобы минимизировать риски оплаты финансовых санкций необходимо:
- Создать на предприятии систему внутреннего контроля начисления и уплаты НДС.
- Проводить аудиторские проверки, указывая дополнительное задание по проверке платежей в бюджет.
На рынке аудиторских услуг, есть фирмы, которые предлагают имитацию выездной проверки. Эти организации изучают стратегию ИФНС при совершении контрольных мероприятий, составляют предполагаемые сценарии их проведения.
Проверка налоговых деклараций по НДС всегда сопряжена с риском начисления финансовых санкций. Сотрудникам финансовых служб компаний, находящихся в зоне риска, нужно быть постоянно готовым к визиту сотрудников ИФНС.
Если вам необходима помощь, чтобы налоговая проверка по НДС прошла без риска, то обращайтесь в компанию ООО «Радар-Консалтинг». Мы более 20 лет оказываем аудиторские услуги и бухгалтерские услуги для организаций. Вы можете получит консультацию нашего специалиста при первом обращении бесплатно:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу