
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы. Новый ФЗ № 359 и изменения в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности»
29.09.2021
Разрыв НДС — что делать? Причины разрыва в декларации по НДС и требования ФНС
07.10.2021Камеральная налоговая проверка: основания и порядок. Чем камеральная проверка отличается от выездной?

Камеральная налоговая проверка проводится на основе документов и налоговой декларации, которые предприниматель самостоятельно сдал в ФНС. Также, камеральная налоговая проверка подразумевает использование документов, которые имеются в наличии у самой налоговой инспекции. В статье разберемся, что такое камеральная налоговая проверка, чем она отличается от выездной налоговой проверки, и какие могут быть последствия.
Также рассмотрим алгоритм ее проведения и узнаем о том, что нужно делать, если вы не согласны с результатами такого контроля.
Статика свидетельствует о том, что около 80-90% предпринимателей и юридических лиц с боязнью встречают выездные налоговые проверки. Все наслышаны о выявленных недоимках, начисленных штрафах и т.п. Трудно найти главного бухгалтера, который спокойно воспримет информацию о приезде представителей ФНС.
Но есть еще и другой вид контроля – камеральная проверка. И, как показывает практика, она также может обернутся неприятностями. Хотя при наличии компетентного специалиста и соблюдения установленных сроков, проблем не должно возникнуть.
Что такое камеральная налоговая проверка? Что проверяет налоговая при таком виде проверки?
Камеральная проверка с точки зрения налогового права – это форма контроля, направление на соблюдение налогоплательщиком установленных правил и норм в отношении налогов, сборов и обязательных платежей, проводимая на основании документального изучения информации (подобное определение размещено на официальном сайте ФНС).
Это значит, что проверяются документы, которые есть в инспекции, а не те бумаги, которые находятся на самом предприятии.
Если говорить простыми словами, то камеральная налоговая проверка – это ревизия тех деклараций и иных налоговых документов, которые вы подали в ФНС. Как-только вы сдали декларацию (не важно, в онлайн или оффлайн формате), проверка уже началась.
Что примечательно, что камеральная налоговая проверка может проводится в отношении любых налогоплательщиков:
- физических лиц, то есть граждан РФ. Например, человек подал документы на получение налогового вычета при оплате обучения своего ребенка, при покупке квартиры или т.п.;
- ИП и самозанятого, систематически подающего отчет в орган контроля;
- юридических лиц, работающих на любых системах налогообложения и с любой штатной численностью персонала.
Трудно представить, как ФНС может провести выездную плановую или внеплановую проверку в отношение обычного гражданина РФ. В 99% — такое невозможно. Только если физическое лицо ведет коммерческую деятельность и уклоняется от уплаты налогов.
Камеральная налоговая проверка и выездная — в чем отличия?
Конечно, выездная и камеральная проверка – это формы одного и того же контроля. Цель – проверить достоверность данных, представленных в налоговых документах. Но вот способы и инструменты, основания и объекты контроля – разные.
В чем принципиальная разница:
- камеральная налоговая проверка (КНП) охватывает только тот временной период, который представлен в документах. Например, подана декларация по налогу на прибыль за 2020 год, следовательно, инспектор проверяет данные за этот отчетный период. Он никоем образом не затрагивает 2018-2019 годы. У него нет достаточной информации для этого. Выездная ревизия предполагает анализ информации за несколько отчетных периодов, также возможен запрос данных по другим периодам.
- выездная проверка проводится на основании определенного распорядительного документа – решения руководителя инспекции. Если его нет, нет основания и для самой ревизии. А вот провести камералку можно без такого решения. Вернее, для такой формы контроля никогда не нужна какая-то разрешительная бумага. Налогоплательщик подал в ИФНС документ, значит его можно проверять.
- сроки проверки. Поскольку камералка предполагает проверку только одного или нескольких документов, то она проводится быстро. При хорошем опыте инспектору достаточно несколько минут для того, чтобы найти нарушение. Выездная проверка реализуется через применение целого арсенала методов. Поэтому она проводится точно не пару часов, зачастую – несколько недель, включая время на инвентаризацию, сверку, запросы контрагентам и подготовку результатов.
- место проведения. Выездная ревизия проводится только по месту нахождения объекта контроля, то есть на самом предприятии. КНП начинается после получения деклараций самой инспекцией, то есть она проводится в ФНС.
С каждым годом число КНП возрастает, что связано и с ростом налогоплательщиков, и с борьбой с нелегальной деятельностью, улонением от уплаты налогов. Например, в 2015 году было проведено 25,12 миллионов камералок, а уже в 2017 году эта цифра возросла до 41,02 миллионов.
Возрастание камеральных налоговых ревизий связано и с тем, что населения тоже становится финансово грамотным. Оно желает реализовать свое право на налоговые скидки, вычеты. Поэтому они активно обращаются в налоговую инспекцию. Улучшается имущественное состояние граждан, что обуславливает их отчитываться по имеющимся активам.
Причин много, но суть одна – камеральная проверка становится обязательным условием соблюдения корректности и эффективности работы налоговых органов.
На каких основаниях проводится камеральная налоговая проверка?
Основанием для проведения камеральной проверки служит факт подачи документа в ФНС. Дополнительных документов ну нужно. Подали отчетность – началось изучение материалов.
Процедура проведения камеральной налоговой проверки
Каждый инспектор может проверять налоговую декларацию так, как ему удобно. Например, сначала он проверит формальность составления документа – все ли реквизиты заполнены, есть подписи, нет ли исправлений и т.п. А потом уже приступит к математическим методам контроля. Кому-то удобно, наоборот, сначала проверить точность расчета налоговой базы и налога, а потом проверять формальные признаки. Золотого стандартна нет. Итог один – или документ принимается, или нет.
Алгоритм камеральной проверки:
- Проверка формальных признаков. Изучается форма подачи, корректность представления данных. Изучаются реквизиты, их наличие, правильность расстановок и т.д. Зачастую люди допускают много ошибок даже на этом этапе. Аналогичная ситуация с начинающими ИП и компаниями, которые впервые подают отчетность.
- Проверка корректности определения налогооблагаемой базы. Здесь нужно проверить, правильно ли установлена взаимосвязь между отдельными критериями, статьями отчетности. Корректны ли сами математические вычисления. Зачастую инспектор определяет, правильно ли перенесены данные из предыдущих отчетных периодов. Важно понять, соответствует ли поданная декларация действительности и тем данным, которые представлены в бухгалтерской отчетности.
- Проверка точности проведенных расчетов. Данное действие тесно взаимосвязано с предыдущим этапом. Проверяющий подсчитывает итоги по всем графам, строкам, проверяет корректность их подсчета.
- Проверка достоверности и наличия прав у конкретного субъекта на те налоговые льготы, вычеты, которые заявлены в декларации.
- Проверка корректности и точности полученного итог – суммы налога, которую необходимо уплатить в федеральный или региональный бюджет.
Получается, что фактически цель ревизии сводится к тому, чтобы понять – а правильно ли налогоплательщик определил сумму налога или нет. Если нет, то тогда задача инспектора указать на допущенные ошибки. Правда, проблема реальной практики в том, что компании не всегда получают разъяснения по данному вопросу. Декларации просто не принимаются или делаются доначисления без предоставления четких разъяснений и рекомендаций. И тогда такие ошибки допускаются повторно. Так выгодно для ФНС, но не для бизнеса.
Какие нарушения допускают налоговые органы при истребовании документов и пояснений?
Не все знают, но при проведении КНП инспекторы имеют ограничения и не все действия, применяемые во время выездной проверки, они могут применить во время того, как проводится камеральная налоговая проверка. Другой вопрос в том, что не все налогоплательщики знают об этом. И когда проверяющий превышает свои полномочия, то с другой стороны никто не защищает свои права. И опять получается замкнутый круг.
Самое популярное нарушение – требование предоставить к декларации ряд других документов, уточняющих представленные цифры.
По факту, только ряд обстоятельств предоставляет такие полномочия. И далее о том, когда инспектор может потребовать уточняющие документы и пояснения:
- Отчетность и декларация содержат разные данные
Несоответствие данных в отчетности и декларациях. Все знают, что показатели налогового и бухгалтерского учета взаимосвязаны. Поскольку отчётность, так же как и декларация подается в ИФНС, то инспектор в любом случае проверить взаимосвязь таких показателей. Если выявит несоответствие, то он вправе запросить пояснение или корректировку.
Но здесь тоже не все так однозначно: принципы отражения информации и признания доходов, расходов в налоговом и бухгалтерском учете тоже разные. Тот же НДС сильно влияет на доход от реализации.
Другой вопрос, что инспектор в ФНС — это не бухгалтер, он не всегда понимает такую разницу. И поэтому он просит подать корректировку, которой точно не должно быть.
Поэтому ваша задача – дать грамотные пояснения, почему так. Требовать корректировки и других документов он не имеет права.
- Подается уточненная декларация
Многие компании подают уточненную декларацию. Вопросов не возникнет, если сумма прибыли в ней больше, соответственно, и сумма налога возрастает. Проверять такую уточненку будут по диагонали.
Совсем другая ситуация возникнет тогда, когда уточненка подана с возрастанием убытков. Это очень неприятная ситуация, которая влечет отсутствие налогов. Так вот в таком случае инспектор может запросить первичные документы, счета, договора и т.п.
- Заявлено право на налоговый вычет или льготы
Когда компания или ИП заявляют о своем праве снизить налогооблагаемую базу или налог к уплате, то дополнительная проверка будет в любом случае. Правда, контролер может самостоятельно через базы найти такую информацию. Если не найдет, то тогда запросить сведения у самого субъекта. Это вполне законно.
- Декларация по ННП подана с убытками
Яркий пример того, как налоговая инспекция может и будет требовать дополнительные документы. Задача – найти хоть какие-то зацепки, что убытки завышены или отсутствуют вообще. Требовать могут не только пояснения, почему так произошло. Вправе попросить уточняющие, подтверждающие бумаги.
- Компания подает заявление о возмещении по НДС
Даже если все сдано корректно, расчеты правильны, то бумаги запросят. Такова практика. Если компания заявляет о своем праве на возмещение, то задача контроля максимально проверить такие сведения. Будут запрашивать огромный список уточняющих бумаг. Это вполне корректно.
Другие обстоятельства – это не основания для запроса других бумаг. И если так происходит, то право компании – аргументировано в письменном виде объяснить, почему она не предоставляет документы.
Важно знать свои права. Например, многие думают, что инспектор всегда прав. И если он требуют все документы, то он прав. Но это не правильная позиция. Зачастую проверяющий – компетентен в своем вопросе, но он может вообще не разбираться в бухучете. И поэтому он просит все, что на его взгляд ему понадобиться. На практике же ему достаточно одного – двух регистров учета, какой-то сводный документ и все.
Кстати, юристы сходятся во мнении, что юридическое лицо может самостоятельно решать – стоит ему отвечать на запрос ФНС или нет. Например, если главный бухгалтер четко понимает, что в бухгалтерской отчетности и декларациях нет противоречий, то он может не отвечать на запрос. Просто отказаться в предоставлении каких-либо пояснений.
Если пояснения предоставляются по факту КНП в вопросах возмещения по НДС, то тогда обязательно нужно подавать такую бумагу в электронном виде с использованием ТКС. Если же предъявить бумажные пояснения, то они не будут засчитаны и тогда начислят штраф от 5 до 20 тыс. руб.
Допустим, пояснения предоставлены или их не затребовали, когда оканчивается КНП? КНП оканчивается после того, как инспектор подтвердил точность представленных данных. Никто не уведомляет налогоплательщика о том, что проверка завершена. Не составляется никаких актов о результатах камеральной проверки.
Иная ситуация, когда нарушения выявлены. Тогда обязательно составляется акт камеральной проверки. Он должен быть подписан в течение 10 дней после того, когда документ был изучен. И вот такой акт уже направляется самому налогоплательщику. Срок предъявления — до 5 рабочих дней с момента составления.
Далее уже все зависит от того, согласен ли субъект с выдвинутыми претензиями или нет. Если да, тогда он просто составляет уточненную декларацию и подает ее в ФНС. Начинается новая проверка.
Если же он не согласен, тогда он должен:
- подать возражение на предъявленный акт камеральной налоговой проверки;
- составить пояснение в отношении тех пунктов, с которыми он не согласен;
- приложить подтверждающую правдивость аргументов, представленных в пояснении.
В целом есть месяц на то, чтобы подготовить такой комплект документов и аргументировать свою точку зрения. Кстати, зачастую ФНС также соглашается с аргументами налогоплательщика. Основа успеха – владеть законодательной базой и теми документами, которые смогут подтвердить корректность поданных деклараций.
Решать, кто прав или нет будет руководить налоговой инспекции. Он рассмотрит дело, учтет доводы каждой из сторон и потом уже выдаст свой результат. По правилам, у руководителя есть 10 дней для того, чтобы изучить материалы дела (после того, как срок подачи возражений будет окончен). Если дело требует большего времени, то руководитель может увеличить срок ревизии. Такие полномочия у него есть.
Являются ли нарушения сотрудников налоговой службы основанием для обжалования результатов камеральной проверки?
По закону у инспектора кроме непосредственного изучения документов, есть еще ряд функций, которые он может реализовать на практике. Это:
- запрос и истребования документов по проверке, как у самого налогоплательщика, так и у его контрагентов;
- допрос свидетелей;
- проведение экспертизы;
- осмотр документов.
Каждая из этих функций реализуется с соблюдением определенных законодательных норм. Например, допрос свидетеля проводится только под протокол, форма которого строго регламентирована. Тот же свидетель обязан получить копию протокола. Также у него есть законное право отказаться от дачи показаний. При назначении экспертизы сам субъект, в отношении которого проводится такая ревизия, должен получить уведомление о назначении экспертизы и т.п.
Так вот нарушений в этой области – огромный список. И возникает вполне логичный вопрос, может ли субъект контроля при выявлении такого нарушения обжаловать результаты КНП?
Конечно, может. Кто поможет субъекту реализовать данное право? Он сам либо при помощи юристов. Составляется иск в суд и подается обжалование.
Вопрос в другом: насколько целесообразно такой обжалование. Если правда все равно на стороне ФНС, то есть ошибка есть, выявлены реальные факты уклонения от налогов, фиктивная оптимизация и т.п., то суд будет на стороне контролирующей инстанции. Начисленную недоимку все равно придется заплатить, а еще и судебные издержки.
Максимум, что может получить инспектор, нарушающий процедуру проверки, получить административное взыскание как должностное лицо, то есть штраф. И то, при крупных нарушениях со стороны ФНС такое вряд ли возможно.
Реальность такова, что, если нарушение есть и пусть инспектор не совсем корректно или по существу проводил экспертизу бумаг, не накалять обстановку, а уладить конфликт по-хорошему.
Как можно обжаловать решение суда по итогам проведения камеральной налоговой проверки?
Допустим, выявлена ошибка в декларации и составлен акт камеральной налоговой проверки. Какие действия может предпринять налогоплательщик:
- Обжаловать данный акт. Помним, что на это есть 1 месяц. К обжалованию лучше предъявить аргументированное объяснение и подтверждающие документы. Рассмотрение такой жалобы проходит в самой ИФНС. Изучает дело – руководитель инспекции.
- Обжаловать результаты проверки в высшем органе управлении, то есть УФНС РФ. Алгоритм подобен, только субъект уже подает жалобу на действия руководителя конкретной инспекции и его решение. Подается так называемая апелляционная жалоба. На ее подготовку также есть месяц после того, как вынесено и получено решение руководителя. Если такую апелляцию не подать в установленный срок, то решение считается таковым, что вступило в законную силу. И тогда выход один – уплатить начисленную недоимку.
- Обжаловать результаты в суде. Если УФНС все-таки отклонила апелляционную жалобу, то есть только один вариант – идти в суд. И здесь главное – это найти квалифицированного опытного юриста, компетентного именно в сфере налогообложения. И обращаться в суд стоит только в том случае, если вы на 100% уверены в своей правоте. Поскольку, чем больше будут идти судебные тяжбы, тем больше будут портиться репутация компании. Кроме того, лишние проблемы с ФНС также не всегда хорошо оканчиваются. Дополнительное внимание со стороны контроля никому не нужно.
Что же делать, есть и суд компания проиграла?
Конечно, в РФ есть не только суд первой инстанции. Можно подать еще апелляцию в суды высшей инстанции. Но рекомендуем оценить все риски, финансовые потери, издержки на оплату юриста и т.п. Практик показывает, если в суде первой инстанции все-таки компания не смогла одержать победу, то и дальше она вряд ли это сделает. В ФНС тоже работает целая команда сотрудников. И если они идут до конца и настаивают на своей правоте, то тогда тоже стоит задуматься.
И в подтверждение немного статистики. По итогам 2018 года только 22% всех дел в отношении налоговых споров оканчивались судебными решениями в пользу бизнеса. Оставшаяся часть 78% — это те решения, которые подтверждали правомерность действий налоговых органов. В 2020 года эта цифра и того выше – около 85% всех дел были выиграны ФНС (официальные данные Даниила Егорова, главы ФНС). При этом в оставшиеся 15% входят те дела, которые в первой инстанции удовлетворены только частично, а уже в судах высшей инстанции – полностью.
Правда, эта статистика касается не только камеральных проверок, а дел, связанных с уклонением от уплаты налогов. Но суть одна. И тенденции одни. Поэтому стоит взвесить все за и против, чем начинать борьбу в судах.
Но интересен другой момент: тот же глава ФНС заявляет о том, что сейчас только 20% всех доначислений и проверок можно урегулировать до судебных разбирательств. Оставшаяся часть предприятий – 80% считают, что они правы и пытаются максимально отстаивать свои интересы в судах.
И это тоже плюс. Значит, бизнес перестал бояться органы контроля и пытается максимально защитить свои права.
Интересен момент и в том, что большинство представителей бизнеса не останавливаются на решениях судов первой инстанции. Например, по делам, связанных с той же ст. 54.1 НК, наблюдается активное обжалование в судах высшей инстанции. До 90% компаний идут дальше, даже если их требования не удовлетворены в первой инстанции. И связано это с тем, что никто не желает платить огромные недоимки.
Проблема в том, что сейчас налоговый органы, почему-то, всю недоимку для тех, кто уклоняется от налогов, стали начислять с доходов, но не с прибыли. Причина – теперь уже не понятно, какие расходы реальны, какие фиктивны.
Следовательно, начисления огромны. И поэтому сейчас многие бизнес-сообщества, юристы, профсоюзы обращают внимание ФНС на то, что нужно активно внедрять в практику метод налоговой реконструкции. Это объективно выгодно для обеих сторон. Иначе большая часть бизнеса, которым доначисляют штраф и налоги, просто станут банкротами.
Как подготовиться к прохождению камеральной налоговой проверке?
Лучший вариант – всегда быть готовыми к внеплановой проверке. Порядок документов – главный залог к тому, что любой вид проверки будет пройден успешно. Помним, что даже при камеральной проверки вы можете внепланово стать объектом контроля (запрос документов контрагента).
Рекомендации по успешному прохождению проверки:
- использовать только услуги компетентного профессионального бухгалтера. Это касается тех фирм, которые используют аутсорсинг. Хороший специалист не может стоит дешево. Поэтому пользуйтесь услугами проверенных консалтинговых фирм. В договоре на оказание услуги должна быть предусмотрена материальная ответственность. Допустили штраф – заплатили. Только так бизнес может защитить свои интересы.
- при составлении документов руководствоваться только актуальными данными, рекомендациями. Сейчас ФНС постоянно предоставляет разъяснения по отдельным вопросам, спорным моментам. Есть и пояснения ВС. Если не уверенны в чем-то, обязательно перепроверьте информацию. Не стоит доверять устаревшим данным, не понятным источникам в интернете.
- всегда соблюдайте сроки подачи. Лучше подать документ на несколько дней раньше, чем в последний день назначенного времени. Так вы будете уверенны в том, что документ будет принят не позже срока.
- при получении акта камеральной проверки, запроса от инспектора сопоставляйте реально, какие документы нужно предоставить для уточнения той или иной информации. Никогда не нужно давать больше, чем нужно. А лучше дать меньше и дать пояснения, почему именно так.
- соблюдайте сроки обжалования результатов. Аргументированно и детально предоставляйте информацию по спорным моментам. Если цена вопроса велика, привлекайте к работе опытных бухгалтеров, налоговых консультантов и юристов. Зачастую такие люди постоянно работают с такими вопросами, они знают, что и как нужно сделать.
Большинство камеральных проверок проходят быстро и незаметно для самого контрагента. Все описанные ситуации относятся к работе малой части коммерческих организаций, которые или по незнанию допустили ошибку, или их преднамеренные осознанные действия повлекли такой результат. Лучше знать алгоритм ревизии, понимать, что и как может быть, чтобы при наступлении ситуации уметь оперативно принимать нужное решение.
Камеральная налоговая проверка — выводы
Несмотря на то, что камеральная проверка – это документальная форма контроля, нацеленная на проверку точности, полноты и достоверности представленных в налоговых декларациях сведений, по факту выходит иначе.
Инспектора могут быстро проверить соответствие данных по бухгалтерской отчетности, налоговым документам, иным сведениям, представленных в государственных реестрах и базах. Они сопоставляют данные не только за данный отчетный период, иногда могут проверить и прошлые периоды.
Конечно, скрупулёзность камеральной налоговой проверки во многом зависит от вопроса и объекта проверки. Например, особое внимание уделят убыточным декларациям по налогу на прибыль и возмещению по НДС, чем будут тщательно проверять декларации граждан РФ, запросивших вычет по лечению.
Сотрудники ИФНС обладают спектром полномочий и функций, которые они могут реализовать в результате проверки. Но сам налогоплательщик тоже должен понимать, что может инспектор, а что ему нельзя. Не всегда стоит сразу реагировать на все запросы инспекторов. Если вы понимаете абсурдность конкретного запроса, то лучше дать пояснение с аргументацией, нежели предоставлять лишние документы для проверки.
Любой акт камеральной проверки можно обжаловать. Такое право есть. Это можно сделать через саму ИФНС, главное управление ФНС или даже суд. Но всегда стоит оценивать целесообразность таких действий.
Если Вы понимаете, что ошибки есть, недоимка начислена корректна, то лучше уж соглашаться и доплачивать, чем портить свою репутацию добросовестного налогоплательщика.
Правда и платить просто потому, что так сказали в инспекции, не стоит. Если Вы правы и действия ФНС некорректны, смело их обжалуйте, обращайтесь в выше стоящие инстанции. Для этого нужен хороший юрист или профессиональный бухгалтер.
По вопросам налогов, бухучета и аудита, обращайтесь в нашу компанию ООО «Радар-Консалтинг». Работаем с 1998 года, состоим в СРО «Содружество». Качество нашей работы подтверждается регулярными внешними проверками СРО, кейсами и отзывами наших клиентов.
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу