Аудит бухгалтерской отчетности по РСБУ проводится на основании федеральных законов 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель такого аудита отчетности по РСБУ — подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, которая составлена по российским стандартам бухгалтерского учета. Давайте рассмотрим, как проходит аудит по РСБУ.
РСБУ – это целая совокупность стандартов, регламентов и правил, которые утверждены различными нормативно-правовыми актами.
Основные нормативно-правовые документы, которые формируют российские стандарты бухгалтерского учета:
Также в рамках действующих стандартов каждое предприятие должно разрабатывать и утверждать свою учетную политику. Это некий свод правил и регламентов по ведению бухгалтерского учета на конкретном предприятии, учетная политика не должна противоречить общей концепции РСБУ.
Некоторые особенности РСБУ:
Обязательный аудит для компаний, формирующих отчетность по РСБУ, предусматривается нормами 307-ФЗ и другими федеральными законами.
Кто должен проходить обязательный аудит с учетом объема доходов и активов компании:
Вне зависимости от указанных финансовых критериев обязательному аудиту подлежат следующие общественно значимые организации:
Более подробный перечень организаций, которые обязаны проводить аудит с указанием нормативно-правового акта указан в таблице.
Таблица 1 — Полный перечень субъектов хозяйствования, которые обязаны проходить обязательный аудит в Российской Федерации:
Нормативно-правовая основа | Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) | Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам |
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй | |
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб. | |
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб. | |
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 | Акционерные общества |
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 | Кредитные организации |
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 | Страховые организации |
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 | Общества взаимного страхования |
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 | Организации — организаторы торговли |
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 | Клиринговые организации |
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 | Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда |
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 | Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 | Застройщики |
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33 | Кредитные потребительские кооперативы |
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 | Микрофинансовые компании |
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 | Негосударственные пенсионные фонды |
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 | Политические партии |
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 | Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность |
В целом эксперты говорят о том, что отчетность по МСФО более адекватная, она составляется с учетом экономической сущности и смысла хозяйственных операций.
Отчетность же по РСБУ больше формируется на основании документов и юридических аспектов. Также международные стандарты позволяют учитывать будущую стоимость денег, с использованием дисконтирования. При использовании отечественных стандартов дисконтирование почти не используется.
На уровне законодательства четко определен перечень организаций, которые обязаны составлять консолидированную отчетность. Остальные с субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно перейти на МСФО.
Перечень субъектов, которые обязаны составлять отчетность на основании МСФО, утверждён Федеральным законом 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности». Там сказано, что консолидированную отчетность составляют:
Все остальные субъекты, которые не обязаны формировать отчетность по МСФО, составляют отчетность по отечественным стандартам.
Но здесь есть и своя специфика: никто не вправе запрещать компаниям использовать при подготовке бухгалтерской отчетности именно МСФО.
Предприятия имеют право по собственной инициативе использовать именно такие стандарты.
Отличий в процедуре аудита бухгалтерской отчетности, которая составлена по отечественным и международным стандартам нет. Это один алгоритм, который оканчивается предоставлением аудиторского заключения. Само же аудиторское заключение составляется на основании Международных стандартов аудита (МСА).
Как проходит аудит по РСБУ для самого предприятия (с момента, когда уже определена компания – исполнитель и заключен контракт):
Аналогичные процедуры будет проходит объект и при аудите по МСФО. В любом случае итог – это получение аудиторского заключения, где будет подтверждена достоверность бухгалтерской отчетности.
Какие типы аудиторского заключения существуют:
На практике может быть ситуация, когда аудитор откажется от предоставления своего мнения. Это возможно в тех случаях, когда от него скрыли некоторые факты хозяйственной деятельности, он не получил достаточно оснований для выражения мнения в аудиторском заключении.
Аудиторское заключение о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности по РСБУ должно быть предоставлено в налоговую инспекцию. Лучший вариант — сделать это одновременно с подачей бухгалтерской отчетности – до 31 марта года, следующего за отчетным.
Но также подать такой документ можно до конца года, следующего за отчетным. За непредоставление аудиторского заключения предусмотрена административная ответственность как для компании, так и должностных лиц.
Если вам необходим качественный аудит бухгалтерской отчетности, то обращайтесь в нашу аудиторскую компанию ООО «Радар-Консалтинг». Мы работаем с 1998 года, имеем положительную репутацию на рынке аудиторских услуг, как со стороны клиентов, так и со стороны проверок ВККР СРО ААС. Получите коммерческое предложение с актуальными ценами и консультацию аудитора:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу