Новые формулы распределения налога на прибыль организации по субъектам коснутся крупных сетей с филиалами в нескольких регионах. Правительство предлагает новое решение: из формулы, отвечающей за расчет распределения денежных потоков по регионам, выпадут данные о фондах оплаты труда. Как утверждают в ведомстве, новое правило будет выгодным для тех регионов, в которых располагаются производственные центры, а уровень заработных плат остается на низком уровне. Это способствует правильному и справедливому зачислению налоговых сборов в региональную казну.
Как утверждают официальные источники, речь идет только о представителях большого бизнеса, которые выстроили сеть филиалов в нескольких регионах сразу.
В 2022 году компании отчисляют 20 процентов от собственной выручки в казну. Согласно действующему законодательству 3% из этих средств уходят на государственный уровень. Эти деньги платит головное подразделение. Оставшаяся часть уходит в бюджеты разных административных единиц.
Большая часть уходит в субъект, на территории которого, как правило, находится головной офис с внушительным фондом оплаты труда и высокой стоимостью амортизационного оборудования. Тип расчета средневзвешенных показателей определяется по выбору компании, которая выполняет налоговые обязательства.
Процесс перераспределения налоговых средств зависит от того, какое количество рабочих мест было создано налогоплательщиком в конкретном российском регионе. То есть львиная доля уходит в казну той административной единицы, где сконцентрированы технологические центры и производственные базы. Этот метод с экономической точки зрения оправдан и обоснован, если не принимать во внимание тот факт, что средний размер заработных плат в каждом регионе разнится.
Понимая необходимости корректировки расчетов, Министерство финансов приняло решение о введении ряда новых правил, призванных добиться справедливого распределения денежных средств. Новый метод расчета будет основываться на численности штатных сотрудников и стоимости основных фондов, исключая возможность использования сведений о фондах оплаты труда.
Сообщение о разработке поправок сделал глава министерства Антон Силуанов в конце апреля. Он объяснил, что деньги должны оставаться там, где сосредоточено основное производство и большое количество рабочих рук.
Между тем, в ведомстве рассматривался и другой метод распределения налоговых выплат. Он основывался на исчислении количества готовой продукции. Но инициатива не нашла должного отклика ввиду «неуниверсальности» показателей, поскольку не все обособленные филиалы задействованы в производстве готовой продукции. Такие расчеты стали бы камнем преткновения и причиной споров с налоговыми органами.
Актуальность нововведений обусловлена тем, что в 2023 году будет отменен институт консолидации групп налогоплательщиков. Как сообщает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов, у властей в запасе три летних месяца для выведения новой формулы. В противном случае возникнут сложности с традиционным сентябрьским планированием региональных бюджетов.
Из данных, предоставленных федеральной налоговой службой, Москва является лидером по концентрации налоговых отчислений на прибыль организации.
По итогам прошедшего отчетного периода в бюджет города поступило 977 млрд рублей. В общей сложности это 26% от всех обязательств, выплаченных российскими регионами.
Второе место по праву занимает Краснодарский край, где было собрано 116 млрд рублей. Третьим идет Ямало-Ненецкий автономный округ – 99 млрд рублей. Недалеко от округа в рейтинге расположились Кемеровская и Челябинская области – 98 и 96 млрд рублей соответственно.
Отмечается, что в вышеупомянутых регионах уровень средней зарплаты заметно отличался от аналогичных показателей в других субъектах. В Москве, например, показатель установлен на отметке 172,5 тыс. руб. Столица в этом списке уступала только Чукотскому автономному округу. Ямало-Ненецкий автономный округ зафиксировался на четвертой строчке рейтинга – там средний уровень составляет 137 тыс. руб.
Последние строчки в списке доли налога на прибыль организации заняла Ингушетия. Республика собрала всего лишь 439 млн. руб., при том, что средняя зарплата у граждан, проживающих в Ингушетии, составляет всего 38,3 тыс. рублей.
Явную несправедливость в вопросе направления потоков налоговых сборов можно проследить на примере Магаданской области. В этой части страны отмечается высокий уровень средней заработной платы, однако число сотрудником местных компаний не велико, собственно, как и населения в целом.
Таким образом, при небольшой численности штата обособленного филиала в Магаданской области фонд оплаты труда велик по сравнению с другими субъектами. А лидерство Челябинской и Кемеровской областей обусловлено высокими ценами на полезные ископаемые в прошлом году.
То же самое касается второго компонента формулы – стоимости амортизационного имущества. Например, стоимость аренды офисного здания в Москве может значительно превышать амортизационную стоимость фабрики на окраине Челябинска.
Министерство финансов понимает, что система расчетов должна быть пересмотрена и выведена другая формула. Нововведения следует реализовать уже в этом году до конца лета, в противном случае процесс планирования региональных бюджетов в сентябре может быть осложнен.
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу