Контролируемая сделка — оформленные взаимоотношения между взаимозависимыми контрагентами, которые подлежат контролю со стороны налоговой службы в целях соблюдения правил рыночного ценообразования. Контролируемая сделка регулируется на законодательном уровне следующими нормами:
Понятие контролируемая сделка знакомо не всем. Если часть организаций и слышали о такой категории, то они не думали, что это коснется именно их. Давайте подробнее рассмотрим, что такое контролируемая сделка и чего стоит опасаться предпринимателям.
По факту, часть коммерческих компаний обязаны подавать уведомление о коммерческих сделках. Цель пристального внимания со стороны ФНС – это держать руку на пульсе в отношении тех операций, по которым возможно занижение или завышение цены. Поскольку именно данный факт влияет на сумму налога и налоговые обязательства субъекта хозяйствования.
Далее о том, что такое контролируемая сделка и какие критерии существуют для ее определения. Какая ответственность предусмотрена за нарушения в данном вопросе и какова изначальная цель контроля.
Сделка признается контролируемой при превышении определенного порога суммы доходов по взаимозависимой сделке. Здесь стоит разделять внутрироссийские и внешнеэкономические сделки.
Чтобы внутрироссийская сделка была признана контролируемой, сумма доходов по сделкам с одним лицом или взаимозависимыми лицами должна превысить объем в 1 миллиард рублей за календарный год.
Регламентирует данный вопрос абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ. Глава 25 Налогового Кодекса РФ регламентирует учет порядка признания доходов. Сама сумма определяется путем сложения сумм доходов по сделкам с одним и тем же лицом или взаимозависимыми лицами.
Внешнеэкономическая сделка признается контролируемой, если объем доходов по сделкам с одним и тем же лицом или взаимозависимыми лицами превышает 60 миллионов рублей.
Сумма сделки определяется аналогично внутрироссийской сделки.
Важно понимать, что указанный порог по внешнеэкономическим сделкам применяется в отношении контролируемых сделок, по котором доходы/расходы признаются с 1 января 2019 года. При этом, дата заключения договора роли не играет.
Если сделка была совершена до 1 января 2019 года, то пороговая сумма роли не играет.
Кроме того, существуют внешнеэкономические сделки, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Они попадают под налоговый контроль.
Контролируемая сделка выявляется на основании наличия определенных условий и критериев.
Что является контролируемой сделкой на основании п. 1 ст. 105.14 НК:
Это официальные основания, дающие возможность относить сделку к данному виду. Но также Налоговый Кодекс предоставляет возможность по решению суда конкретную операцию признавать сомнительной и подлежащей дополнительной проверке.
Дополнительная проверка будет проведена даже при условии, что она не будет отвечать указанным пунктам.
Но это те обстоятельства, которые касаются именно операций международного уровня. По сделкам, заключенным на территории РФ, ситуация другая. И о критериях, которые позволяют определить данный факт, далее.
Контролируемые сделки внутри государства определяются нормами, прописанными в Налоговом Кодексе РФ. Статья та же – 105.14 НК РФ. Внутрироссийской операция признается тогда, когда все участники взаимоотношений, включая посредников, территориально находятся в России. Если же хотя бы один участник – это иностранная компания, тогда применяются другие нормы (указаны выше).
Какие обстоятельства позволяют относить операцию к типу контролируемых:
Помимо указанных критериев, есть еще финансовые показатели. Их значение и определяет, может ли контракт относится к данной категории или нет. Правда это касается взаимозависимых лиц. Сейчас данная сумма составляет 1 миллиард рублей.
Это значит, что предельная величина дохода по сотрудничеству с одним взаимозависимым лицом в течение одного календарного года может составлять 1 миллиард рублей. Если данное пороговое значение превышено, следовательно, операция попадает в категорию «контролируемая сделка».
Важно: учитывается не доход по одному контракту или одной поставки. Учитывается совокупность всех действий. То есть налоговая инспекция учтет доходы по всем договорам, которые были заключены с конкретным взаимозависимым субъектом. Если порог превышен, то тогда организация должна были подать соответствующее уведомление. Если она не сделала это, наступает ответственность.
Аналогичный лимит установлен по сотрудничеству с нерезидентами. На основании п. 3 статья 105.14 НК РФ, сотрудничество между участниками может попасть под категории дополнительной проверки при превышении порогового значения. Сейчас такой лимит — в эквиваленте на рубли 60 миллионов рублей.
Напомним, что такие суммы применяются к контрактам, заключенным после 2019 года. По соглашениям, подписанным до данного периода, такие лимиты не применяются.
Какие еще операции могут попасть под дополнительную ревизию со стороны ФНС:
Но из любых правил есть исключение. И в данном вопросе также есть ситуации, которые даже при соответствии требованиям, не будут попадать в поле пристального контроля.
Это основной перечень того, что может или нет заинтересовать налоговые органы. Более подробна информация представлена в Налоговом Кодексе, ст.105.14
Если налогоплательщик понимает, что его сотрудничество с другим лицом подлежит дополнительной проверки, то он должен отчитаться. Существует законодательная обязанность. Организация обязана подать уведомление в налоговый орган. Документ подается по итогам календарного года.
Срок подачи – до 20 мая года, следующего за отчетным.
Пример: компания Альфа в 2020 году имело контролируемые сделки с резидентом РФ. Операции соответствовали всем установленным критериям. Так вот отчитаться фирма должна за 2020 года до 20 мая 2021 года.
Конечно, работает простое правило: если предельный срок подачи отчетности попадает на выходной или праздничный день, документ подается в первый же рабочий день после выходных.
Внимания заслуживает Письмо ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@. В нем идет речь о том, что информацию подают оба участника отношений. Не имеет значения, что один получил доход, а другой расход. Отчитаться должны все. Именно об этом говорится в письме.
Исключение из правил – если организация выступала в качестве агента и работала по агентскому договору. В таком случае она освобождается от обязанности подавать уведомление.
Другой вопрос – как должна отчитаться фирма при наличии обособленных подразделений, от имени которых и может подписываться соглашение. Закон обязует подавать документ по месту нахождения именно головного офиса.
Методические рекомендации по заполнению и подачи такого уведомления представлены в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года). Там утверждена и форма такого документа, и алгоритм, по которому фирма обязана заполнять документ.
Обязательные реквизиты, которые необходимо представить в уведомлении:
У налогоплательщика есть право подавать документ в любом формате – в бумажном или в электронном. Разницы нет.
Но неприятная новость для субъектов хозяйствования: уведомление – это еще не гарантия того, что все завершено. У налоговой инспекции есть полномочия более детально проверить операции, уточнить детали. Поэтому они вправе запросить дополнительные бумаги.
И здесь задача налогоплательщика, в частности, главного бухгалтера — дать столько, сколько нужно. Все зависит от компетентности специалиста. Проблема в том, что инспектора в ФНС – тоже люди. Они не всегда понимают тонкости учета, управленческого учета. Они могут составить реестр того, что реально им не нужно.
Иногда достаточно предоставить только часть документов. Не нужно, чтобы налоговые органы копались в деталях. Так можно найти то, что не нужно.
Будьте готовы к тому, что всегда нужно предоставить обоснование цены. Ценовой аспект – один из самых важных, особенно при сотрудничестве взаимосвязанных лиц. И это вполне обосновано. Данный участок работы сопряжен с мошенничеством, желанием сэкономить на налогах и получить больший вычет по НДС.
Особое внимание уделяется участникам международных групп. Их проверяют не только внимательно, но и с запросом большого количества бумаг. Что могут запросить:
Кстати, могут даже запросить детализированный анализ конкурентов. Это нужно для понимания ценового фактора. Налоговой инспекции интересно понимать, за сколько же продают аналогичный товаров у конкурентов. Другими словами, ограничений нет. Инспектор изначально заинтересован в том, чтобы найти нарушение. Поэтому он будет копать «глубоко».
Ценовой аспект – самый важный. Поскольку цена влияет на размер дохода или расходов, которые предприятие учитывает при определении базы налогообложения. Это влияет на величину налога на прибыль, а также на возможный размер возмещения по НДС.
Как уже было сказано, ФНС может в любой момент запросить дополнительные документы по обоснованию цены. Это ее право. Но есть определенный перечень условий, когда сама организация обязана предоставить такое аргументирование.
В частности, общая сумма дохода составляет 50 миллиардов рублей при условии, что головная компания является налоговым резидентом РФ
В процессе контроля используются пять методов (тестов):
Каждый метод применяется тогда, когда невозможно применить предыдущий. То есть используется не хаотичный набор инструментов, а именно определенный алгоритм.
В любом случае задача органа контроля понять, реальна и объективна цена или нет. Если в ходе проверки выявят факт заниженной стоимости, то это повлечет доначисления.
Инспекция определит реальную величину и исходя из нее вычислит налог на прибыль. Но придется не только заплатить налог. Также выпишут штраф з от 30 000 рублей минимум. Максимальный – 40 % от суммы доначислений.
Кстати, закон не запрещает налогоплательщику самостоятельно определить рыночную цену. Если данный факт обнаружила компания, один из участников сделки, он определяет рыночную стоимость и проводит корректировку. Так он избежит штрафных санкций.
Главное – всю недоимку, которую налогоплательщик самостоятельно определил по итогу года, уплатить в бюджет до 28 марта по налогу на прибыль или до 15 июля при уплате НДФЛ. Так можно избежать штраф.
Сложность заключается и в том, что учреждение должно обосновать выбор конкретного метода расчета. Если доводы будут не обоснованы, ИФНС может применить любой другой метод (на их взгляд, более приемлемый). И тогда она сможет все равно изменить сумму налога к уплате.
Изменение: с 17 марта 2021 года у ФНС появилась возможность запросить документы о ценообразовании не только у участников таких сделок, но и у других лиц, имеющих к этому отношение.
С 17 марта 2021 года в практику введено новшество. Теперь налогоплательщики, отнесенные к классу крупных, имеют право направить в ФНС заявление. А именно, заявление о заключении соглашения о ценообразовании.
Бумага может быть направлена как по одному контракту, так и по группе операций с одним лицом. Особенность – период сотрудничества с одним контрагентом не превышает три года.
То есть в единый документ можно включить договора за три года.
Цель новшества – минимизировать риски самого налогоплательщика. Сделать так, чтобы в будущем между организациями и представителями ФНС не возникали споры в отношении ценового диапазона. Получается, что фирма направляет в ФНС заявление совместно с проектом соглашения и получает добро на такую стоимость.
Чтобы подписать соглашение с налоговой инспекцией необходимо предоставить в ФНС:
Плюс в том, что теперь организация не обязана предоставлять весь указанный пакет документов, если какая-то их часть есть уже в ФНС. Предъявляются только те бумаги, которые отсутствуют.
У инспектора есть право запросить дополнительные документы для уточнения. И фирма обязана выполнить такой запрос в течение 10 рабочих дней. Если такой возможности нет, то обязательно нужно предупредить об этом орган контроля. Важно уточнить, в какие даты смогут быть предоставлены такие документы.
Если субъект не сможет подать уведомление о контролируемых сделках в сроках, то возможно ИФНС выпишет штраф. Например, за несвоевременное информирование проверяющего органа предусмотрена санкция в размере 5000 рублей.
При этом не важно, на предприятии одна или 10 сделок в год. Это общий штраф за все операции сразу.
Аналогичная сумма административной ответственности предусмотрена за предоставление неполной или недостоверной информации. Заплатить придется 5000 рублей. Правда не совсем понятно, что имеет ввиду под предоставлением не корректно поданных сведений. Плюс в том, что, если налогоплательщик сам обнаружит данный факт, он может подать уточнение.
Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.
Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.
Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.
С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.
Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.
Если вам необходимы аудиторские или бухгалтерские услуги, обращайтесь в аудиторскую компанию ООО «Радар-Консалтинг». Наши эксперты имеют высшую степень квалификации, компания входит в СРО «Содружество» и проходит регулярные внешние проверки качества услуг:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу