Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление?
24.08.2021Оптимизация налогов: законные и незаконные способы оптимизации налогообложения
27.08.2021Контролируемая сделка в 2021 году: какие сделки признаются контролируемыми? Критерии контролируемых сделок
Контролируемая сделка — оформленные взаимоотношения между взаимозависимыми контрагентами, которые подлежат контролю со стороны налоговой службы в целях соблюдения правил рыночного ценообразования. Контролируемая сделка регулируется на законодательном уровне следующими нормами:
- Статья 105.1 НК РФ — определяет взаимозависимость лиц.
- Статья 105.14 НК РФ — определяет обстоятельства, при которых не взаимозависимые посредники приравниваются к взаимозависимым.
- Подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ — определяет перечень государств и территорий, по которому сделки приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.
- Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н — регулирует внешнеэкономические сделки с оффшорными компаниями.
Понятие контролируемая сделка знакомо не всем. Если часть организаций и слышали о такой категории, то они не думали, что это коснется именно их. Давайте подробнее рассмотрим, что такое контролируемая сделка и чего стоит опасаться предпринимателям.
По факту, часть коммерческих компаний обязаны подавать уведомление о коммерческих сделках. Цель пристального внимания со стороны ФНС – это держать руку на пульсе в отношении тех операций, по которым возможно занижение или завышение цены. Поскольку именно данный факт влияет на сумму налога и налоговые обязательства субъекта хозяйствования.
Далее о том, что такое контролируемая сделка и какие критерии существуют для ее определения. Какая ответственность предусмотрена за нарушения в данном вопросе и какова изначальная цель контроля.
Какие сделки признаются контролируемыми?
Сделка признается контролируемой при превышении определенного порога суммы доходов по взаимозависимой сделке. Здесь стоит разделять внутрироссийские и внешнеэкономические сделки.
Чтобы внутрироссийская сделка была признана контролируемой, сумма доходов по сделкам с одним лицом или взаимозависимыми лицами должна превысить объем в 1 миллиард рублей за календарный год.
Регламентирует данный вопрос абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ. Глава 25 Налогового Кодекса РФ регламентирует учет порядка признания доходов. Сама сумма определяется путем сложения сумм доходов по сделкам с одним и тем же лицом или взаимозависимыми лицами.
Внешнеэкономическая сделка признается контролируемой, если объем доходов по сделкам с одним и тем же лицом или взаимозависимыми лицами превышает 60 миллионов рублей.
Сумма сделки определяется аналогично внутрироссийской сделки.
Важно понимать, что указанный порог по внешнеэкономическим сделкам применяется в отношении контролируемых сделок, по котором доходы/расходы признаются с 1 января 2019 года. При этом, дата заключения договора роли не играет.
Если сделка была совершена до 1 января 2019 года, то пороговая сумма роли не играет.
Кроме того, существуют внешнеэкономические сделки, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Они попадают под налоговый контроль.
Как выявить контролируемую сделку?
Контролируемая сделка выявляется на основании наличия определенных условий и критериев.
Что является контролируемой сделкой на основании п. 1 ст. 105.14 НК:
- операции в области внешней торговли, которые осуществляются между участниками единой торговой группы.
- контракты, выполнение которых предусматривает привлечение посредников, даже при условии, что такие субъекты не являются взаимозависимыми между собой. По факту, посредник не выполняет каких-то обязательств перед лицами. Он просто является связующим звеном, ответственным за документооборот. Он ничем не рискует. Его функция – помочь всем сторонам отношений.
- взаимоотношения между сторонами, одна из которых территориально находится в государстве – участнике списка, утвержденного Министерством финансов РФ.
Это официальные основания, дающие возможность относить сделку к данному виду. Но также Налоговый Кодекс предоставляет возможность по решению суда конкретную операцию признавать сомнительной и подлежащей дополнительной проверке.
Дополнительная проверка будет проведена даже при условии, что она не будет отвечать указанным пунктам.
Но это те обстоятельства, которые касаются именно операций международного уровня. По сделкам, заключенным на территории РФ, ситуация другая. И о критериях, которые позволяют определить данный факт, далее.
Критерии контролируемой сделки
Контролируемые сделки внутри государства определяются нормами, прописанными в Налоговом Кодексе РФ. Статья та же – 105.14 НК РФ. Внутрироссийской операция признается тогда, когда все участники взаимоотношений, включая посредников, территориально находятся в России. Если же хотя бы один участник – это иностранная компания, тогда применяются другие нормы (указаны выше).
Какие обстоятельства позволяют относить операцию к типу контролируемых:
- Субъекты взаимоотношений применяют разные ставки при расчете налога на прибыль (исключение – это те ставки на по налогу, которые утверждены п. 2-4 ст. 284 НК РФ).
- Одна из сторон сделки работает с учетом уплаты налога на добычу полезных ископаемых. При этом предмет сделки – это то самое полезное ископаемой.
- Один из субъектов является налогоплательщиком, который в своей деятельности применяет единый налог на вмененный доход (в 2021 году отменен) или единый сельскохозяйственный налог. Другой субъект — это лицо, которое не работает с указанными налоговыми системами.
- Одна из сторон не является налогоплательщиком по налогу на прибыль.
- Субъект, являющийся участником взаимоотношений, в отчетном периоде заявил право на применение инвестиционного вычета.
Помимо указанных критериев, есть еще финансовые показатели. Их значение и определяет, может ли контракт относится к данной категории или нет. Правда это касается взаимозависимых лиц. Сейчас данная сумма составляет 1 миллиард рублей.
Это значит, что предельная величина дохода по сотрудничеству с одним взаимозависимым лицом в течение одного календарного года может составлять 1 миллиард рублей. Если данное пороговое значение превышено, следовательно, операция попадает в категорию «контролируемая сделка».
Важно: учитывается не доход по одному контракту или одной поставки. Учитывается совокупность всех действий. То есть налоговая инспекция учтет доходы по всем договорам, которые были заключены с конкретным взаимозависимым субъектом. Если порог превышен, то тогда организация должна были подать соответствующее уведомление. Если она не сделала это, наступает ответственность.
Аналогичный лимит установлен по сотрудничеству с нерезидентами. На основании п. 3 статья 105.14 НК РФ, сотрудничество между участниками может попасть под категории дополнительной проверки при превышении порогового значения. Сейчас такой лимит — в эквиваленте на рубли 60 миллионов рублей.
Напомним, что такие суммы применяются к контрактам, заключенным после 2019 года. По соглашениям, подписанным до данного периода, такие лимиты не применяются.
Какие еще операции могут попасть под дополнительную ревизию со стороны ФНС:
- это отношения между резидентом и нерезидентом, предметом договора между которыми является определенная категория товаров. Это нефть, черные, цветные металлы, драгоценные металлы, минеральные удобрения;
- сделки с офшорными организациями. Перечень стран, которые признаны офшорными зонами, можно просмотреть в Приказе Минфина России от 13.11.2007 N 108н
Но из любых правил есть исключение. И в данном вопросе также есть ситуации, которые даже при соответствии требованиям, не будут попадать в поле пристального контроля.
Какие операции не будут попадать под дополнительные проверки налоговых органов:
- если все участники такого взаимодействия принадлежат к единой консолидированной группе, созданной на территории России в соответствии с действующим законодательством. Исключение из правил – это договора, по которым предметов выступает полезное ископаемое;
- если все лица зарегистрированы в едином регионе, платят налоги в один региональный бюджет. Дополнительно они не являются убыточными организациями;
- если это межбанковские операции, например, выдача кредитов, открытие депозитного счета и т.д. При условии, что срок действия таких продуктов – не более 7 дней;
- если это операции в рамках военно-технического сотрудничества, в том числе с иностранными государствами;
- отрасль предоставления беспроцентных кредитов между взаимозависимыми лицами при условии, что все они зарегистрированы на территории РФ;
- операции по поручительству и предоставлению гарантий при условии, что такими гарантами выступают отечественные компании, не являющиеся одновременно финансовыми учреждениями;
- сделки по уступке компанией право требования.
Это основной перечень того, что может или нет заинтересовать налоговые органы. Более подробна информация представлена в Налоговом Кодексе, ст.105.14
Уведомление о контролируемых сделках — куда и в какой срок необходимо отправить уведомление о факте совершения контролируемой сделки?
Если налогоплательщик понимает, что его сотрудничество с другим лицом подлежит дополнительной проверки, то он должен отчитаться. Существует законодательная обязанность. Организация обязана подать уведомление в налоговый орган. Документ подается по итогам календарного года.
Срок подачи – до 20 мая года, следующего за отчетным.
Пример: компания Альфа в 2020 году имело контролируемые сделки с резидентом РФ. Операции соответствовали всем установленным критериям. Так вот отчитаться фирма должна за 2020 года до 20 мая 2021 года.
Конечно, работает простое правило: если предельный срок подачи отчетности попадает на выходной или праздничный день, документ подается в первый же рабочий день после выходных.
Внимания заслуживает Письмо ФНС России от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@. В нем идет речь о том, что информацию подают оба участника отношений. Не имеет значения, что один получил доход, а другой расход. Отчитаться должны все. Именно об этом говорится в письме.
Исключение из правил – если организация выступала в качестве агента и работала по агентскому договору. В таком случае она освобождается от обязанности подавать уведомление.
Другой вопрос – как должна отчитаться фирма при наличии обособленных подразделений, от имени которых и может подписываться соглашение. Закон обязует подавать документ по месту нахождения именно головного офиса.
Методические рекомендации по заполнению и подачи такого уведомления представлены в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года). Там утверждена и форма такого документа, и алгоритм, по которому фирма обязана заполнять документ.
Обязательные реквизиты, которые необходимо представить в уведомлении:
- отчетный период, за который отчитывается учреждение. Например, 2020 год;
- предметная область операций, по которым отчитывается компания;
- реквизиты участников взаимоотношений — всех, кто указан в договоре. Указываются полные названия фирм, их ИНН, ОГРН и т.д. Если это ИП или гражданское лицо, то тогда указывается ФИО и СНИЛС, ИНН;
- полный объем доходов и расходов, которые организация получила по факту таких операций. Если были убытки, то они также представляются в документе. Важно не забыть указать цену, подлежащую регулированию.
У налогоплательщика есть право подавать документ в любом формате – в бумажном или в электронном. Разницы нет.
Но неприятная новость для субъектов хозяйствования: уведомление – это еще не гарантия того, что все завершено. У налоговой инспекции есть полномочия более детально проверить операции, уточнить детали. Поэтому они вправе запросить дополнительные бумаги.
И здесь задача налогоплательщика, в частности, главного бухгалтера — дать столько, сколько нужно. Все зависит от компетентности специалиста. Проблема в том, что инспектора в ФНС – тоже люди. Они не всегда понимают тонкости учета, управленческого учета. Они могут составить реестр того, что реально им не нужно.
Иногда достаточно предоставить только часть документов. Не нужно, чтобы налоговые органы копались в деталях. Так можно найти то, что не нужно.
Будьте готовы к тому, что всегда нужно предоставить обоснование цены. Ценовой аспект – один из самых важных, особенно при сотрудничестве взаимосвязанных лиц. И это вполне обосновано. Данный участок работы сопряжен с мошенничеством, желанием сэкономить на налогах и получить больший вычет по НДС.
Особое внимание уделяется участникам международных групп. Их проверяют не только внимательно, но и с запросом большого количества бумаг. Что могут запросить:
- сведения о международной группе;
- копии договоров о взаимодействии между участниками;
- аргументированное обоснование цены.
Кстати, могут даже запросить детализированный анализ конкурентов. Это нужно для понимания ценового фактора. Налоговой инспекции интересно понимать, за сколько же продают аналогичный товаров у конкурентов. Другими словами, ограничений нет. Инспектор изначально заинтересован в том, чтобы найти нарушение. Поэтому он будет копать «глубоко».
Как ФНС контролирует уровень цен по сделкам?
Ценовой аспект – самый важный. Поскольку цена влияет на размер дохода или расходов, которые предприятие учитывает при определении базы налогообложения. Это влияет на величину налога на прибыль, а также на возможный размер возмещения по НДС.
Как уже было сказано, ФНС может в любой момент запросить дополнительные документы по обоснованию цены. Это ее право. Но есть определенный перечень условий, когда сама организация обязана предоставить такое аргументирование.
В частности, общая сумма дохода составляет 50 миллиардов рублей при условии, что головная компания является налоговым резидентом РФ
В процессе контроля используются пять методов (тестов):
- Сопоставимость рыночных цен. Это приоритетный метод проверки. Исключение – когда компания закупает товар для перепродажи. Суть проста: нужна узнать цену конкурентов, то есть организаций, не зависящих от объекта проверки. Если цена находится в подобном диапазоне, то хорошо. Если есть существенная разница, то повод задуматься.
- Цены последующей реализации. Способ применим при условии, что компания не имеет на балансе нематериальных активов. Суть заключается в том, что рентабельность фирмы после реализации товара в рамках контролируемой сделки сравнивается с уровнем рентабельности на рынке.
- Затратный метод. Принципиальная разница, что изучаются не доходы и цена, а именно затраты компании. И их уровень сравнивается с обще рыночным. Такой способ применяется зачастую к подрядным организациям и фирмам, выполняющих определенную работу, предоставляющих услуги.
- Сопоставимость рентабельности. Достаточно простой метод: рассчитывается уровень рентабельности и сравнивается с участниками, которые не зависят от объекта проверки.
- Распределение прибыли. Применение метода возможно при условии, что на балансе фирмы есть нематериальные активы.
Каждый метод применяется тогда, когда невозможно применить предыдущий. То есть используется не хаотичный набор инструментов, а именно определенный алгоритм.
В любом случае задача органа контроля понять, реальна и объективна цена или нет. Если в ходе проверки выявят факт заниженной стоимости, то это повлечет доначисления.
Инспекция определит реальную величину и исходя из нее вычислит налог на прибыль. Но придется не только заплатить налог. Также выпишут штраф з от 30 000 рублей минимум. Максимальный – 40 % от суммы доначислений.
Кстати, закон не запрещает налогоплательщику самостоятельно определить рыночную цену. Если данный факт обнаружила компания, один из участников сделки, он определяет рыночную стоимость и проводит корректировку. Так он избежит штрафных санкций.
Главное – всю недоимку, которую налогоплательщик самостоятельно определил по итогу года, уплатить в бюджет до 28 марта по налогу на прибыль или до 15 июля при уплате НДФЛ. Так можно избежать штраф.
Сложность заключается и в том, что учреждение должно обосновать выбор конкретного метода расчета. Если доводы будут не обоснованы, ИФНС может применить любой другой метод (на их взгляд, более приемлемый). И тогда она сможет все равно изменить сумму налога к уплате.
Изменение: с 17 марта 2021 года у ФНС появилась возможность запросить документы о ценообразовании не только у участников таких сделок, но и у других лиц, имеющих к этому отношение.
Контролируемая сделка и соглашение о ценообразовании с 17 марта 2021 года
С 17 марта 2021 года в практику введено новшество. Теперь налогоплательщики, отнесенные к классу крупных, имеют право направить в ФНС заявление. А именно, заявление о заключении соглашения о ценообразовании.
Бумага может быть направлена как по одному контракту, так и по группе операций с одним лицом. Особенность – период сотрудничества с одним контрагентом не превышает три года.
То есть в единый документ можно включить договора за три года.
Цель новшества – минимизировать риски самого налогоплательщика. Сделать так, чтобы в будущем между организациями и представителями ФНС не возникали споры в отношении ценового диапазона. Получается, что фирма направляет в ФНС заявление совместно с проектом соглашения и получает добро на такую стоимость.
Чтобы подписать соглашение с налоговой инспекцией необходимо предоставить в ФНС:
- заполненный бланк заявления о соглашении;
- сам проект соглашения;
- копии учредительных документов;
- информация по контролируемым сделкам в отношении которых предлагается подписать соглашение;
- отчетность за последний календарный год;
- квитанция об уплате госпошлины.
Плюс в том, что теперь организация не обязана предоставлять весь указанный пакет документов, если какая-то их часть есть уже в ФНС. Предъявляются только те бумаги, которые отсутствуют.
У инспектора есть право запросить дополнительные документы для уточнения. И фирма обязана выполнить такой запрос в течение 10 рабочих дней. Если такой возможности нет, то обязательно нужно предупредить об этом орган контроля. Важно уточнить, в какие даты смогут быть предоставлены такие документы.
Контролируемая сделка: какие штрафы предусмотрены?
Если субъект не сможет подать уведомление о контролируемых сделках в сроках, то возможно ИФНС выпишет штраф. Например, за несвоевременное информирование проверяющего органа предусмотрена санкция в размере 5000 рублей.
При этом не важно, на предприятии одна или 10 сделок в год. Это общий штраф за все операции сразу.
Аналогичная сумма административной ответственности предусмотрена за предоставление неполной или недостоверной информации. Заплатить придется 5000 рублей. Правда не совсем понятно, что имеет ввиду под предоставлением не корректно поданных сведений. Плюс в том, что, если налогоплательщик сам обнаружит данный факт, он может подать уточнение.
Контролируемая сделка — выводы
Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.
Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.
Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.
С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.
Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.
Если вам необходимы аудиторские или бухгалтерские услуги, обращайтесь в аудиторскую компанию ООО «Радар-Консалтинг». Наши эксперты имеют высшую степень квалификации, компания входит в СРО «Содружество» и проходит регулярные внешние проверки качества услуг:
Оказываем услуги по проведению обязательного, инициативного и налогового аудита, проводим аудит по специальному заданию. Также, предоставляем дополнительные услуги по бухгалтерскому аутсорсингу и финансовому консалтингу