
Как считаются чистые активы компании?
20.02.2025
Какая должна быть учетная политика СНТ?
14.03.2025Обязательный аудит себя изжил или махинации РОСНАНО в отчетности и положительное заключение от КПМГ

Как бы крамольно это не прозвучало, но, по-моему мнению, настало время отменить обязательный аудит в России, но это не значит, что надо отменить контроль за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, имеющих общественное значение.
Речь идет о том, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ОЗО (общественно значимых организаций) должны осуществлять государственные ревизоры, настала пора вернуть КРУ (контрольно-ревизионные управления), которые бы проводили работу по проверке достоверности БФО (бухгалтерской, финансовой отчетности) государственных организаций в интересах государства.
Почему обязательный аудит себя изжил и доверия к этому обязательному аудиту нет?
Один из примеров, почему обязательный аудит себя изжил и доверия к этому обязательному аудиту нет, особенно тогда, когда этот аудит проводит аудиторская организация из «Большой четвёрки» крупнейших в мире сети компаний: Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG, обсуждается в настоящее время аудиторами в чате на Audit-it.ru.
РОСНАНО — махинации в отчетности и положительные АЗ от КПМГ — Audit-it.ru
Суть обсуждения заключается в том, что несколько топ-менеджеров РОСНАНО арестованы полицией за махинации с отчетностью, начиная с 2017 года, выдавая обязательства за капитал. Все эти годы «уважаемые» аудиторы КПМГ выдавали им положительные аудиторские заключения.
После ухода из России «Большой четвёрки», аудиторские компании переименовались, стали самостоятельными, но их принципы и правила работы с клиентами остались неизменными, а главное люди практически остались одни и те же. Так появилась в России новая «четверочка»:
- Deloitte— «Деловые решения и технологии»;
- PricewaterhouseCoopers (PwC)— «Технологии доверия»;
- Ernst & Young (EY)— «Б1»;
- KPMG— «Кэпт» (Kept).
Мы привели один из скандальных примеров, который широко был представлен в СМИ, но, что на самом деле происходит с аудитом ОЗО, какую информацию собирают аудиторы, где хранится эта информация, кто имеет доступ к этой информации, кто реальные хозяева этой новой «четверочки», нам мало, что известно, учитывая обстоятельства, что этой «четверочке» принадлежит практически 50% рынка аудиторских услуг в России.
Возникает вопрос, зачем вообще допускать к бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО, например, военно-промышленного комплекса (ВПК) России, Государственной корпорации «Ростех», третьих лиц — аудиторские организации, зачем вообще пускать посторонних людей на территорию этих предприятий, если доверия к этим аудиторским организациям нет, от слова «совсем».
Проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий государственного сектора целесообразно проводить государственным ревизорам, доверия к которым больше, чем к этой «четверочке». Таким образом, в России необходимо вновь создавать КРУ (контрольно- ревизионные управления) на государственном уровне, и в интересах государства.
Согласно сведениям из реестра СРО ААС в России зарегистрировано 15 тысяч аудиторов, которые имеют квалификационные аттестаты, ежегодно проходят повышение квалификации, имеют практический опыт проведения проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
Если, хотя бы 10% аудиторов от общего числа, дадут свое согласие поступить на государственную службу в качестве государственных ревизоров, то КРУ будут укомплектованы высококвалифицированными специалистами, которые будут иметь возможность трудиться во благо нашего государства, а не смотреть в сторону «запада».
Кроме этого, государственная служба предполагает определенные социальные гарантии для аудиторов, которые готовы были бы перейти на государственную службу, а также стабильную заработную плату, в этом аудиторы могут быть заинтересованы.
КРУ целесообразно создавать в структуре Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Для обеспечения государственного контроля при работе государственных ревизоров должны применяться единые внутренние стандарты КРУ, методология, а также современные программные обеспечения (IT-технологии).
Другими словами, в России имеется кадровый потенциал в сфере финансового контроля, который используется в настоящее время неэффективно. Аудиторов, как «баранов» (другого подходящего слова, я не могу подобрать) согнали в единственное в России СРО ААС, и держат под прессингом СРО ААС, которое в свою очередь находится под контролем этой «четверочки».
Многое изменилось в России после февраля 2022 года, многое изменилось, но не в сфере финансового контроля. Ждать от СРО ААС «свежего ветра перемен» не приходится, нужны политические решения руководства страны и новые лица, чтобы аудиторы снова почувствовали себя и свою работу общественно значимой и полезной для общества, пусть даже в должности государственных ревизоров.
Автор.
Шибалкина Н.М.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Заявки на аудит подавайте на сайте аудиторской компании: https://radar-c.ru

Наталья Шибалкина
Аттестованный аудитор с практическим стажем более 20 лет. Директор аудиторской компании «Радар-Консалтинг» имеет 2 высших образования и опыт работы с крупными фирмами в рамках оказания услуг по проведению аудита бухгалтерской годовой отчетности и финансового консалтинга