При выполнении своих профессиональных обязанностей мы руководствуемся общепризнанными нормами этики и морали:
НЕЗАВИСИМОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ и КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
  • »
  • »
  • Не автотранспортная фирма вправе принимать в расходы ГСМ по актам о списании топлива

Не автотранспортная фирма вправе принимать в расходы ГСМ по актам о списании топлива

По результатам проверки фирмы ИФНС вынесено решение о неправомерном списании на расходы стоимости ГСМ и уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. Основанием для этого, по мнению налоговиков, послужило отсутствие надлежащего документального оформления списания затрат.

Фирма занимается торговлей новыми и подержанными автомобилями по договорам купли-продажи и комиссии, оказанием услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей и реализацией запасных частей. Списание ГСМ производится на основании ежемесячных актов о списании топлива, к которым для подтверждения поездок прилагаются путевые листы. Однако в них не было указано конкретного места назначения. Место следования "Москва - Московская область - Москва", по мнению налоговиков, недопустимо при оформлении этого документа.

По мнению инспекторов, составление путевого листа носит обязательный характер для автотранспортных организаций, и только на основании него возможно списание топлива на затраты. Согласно приказу Минтранса № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист, не содержащий конкретное место следования, не может подтверждать понесенные фирмой расходы по ГСМ. Однако в случае проведения тест-драйвов и предпродажной заправки автомобилей указать конкретное место назначения невозможно.

Вышеназванный приказ распространяется только на организации, оказывающие услуги автомобильным транспортом, к которым фирма не относится, отметили три судебные инстанции (дело № А40-19421/2013, постановление кассации принято 18 сентября).

Затраты на ГСМ являются расходами, необходимыми для ведения подобной деятельности, следовательно, являются экономически обоснованными. Действующее законодательство не содержит обязательных требований по подтверждению расходов на топливо путевыми листами.

Поскольку компания не оказывает автотранспортных услуг, она "вправе подтвердить правомерность списания горюче-смазочных материалов иными документами", - отдельно оговорила кассация.

Основанием для отнесения затрат на расходы правомерно служили акты на списание топлива, подписанные специальной комиссией, которая признает производственный характер расхода топлива, указано в решении судов.

Напомним также, что немногим ранее (30 августа) коллегией судей ВАС было принято решение не передавать на рассмотрение президиума дело № А55-23291/2012, о котором мы рассказывали. Таким образом, было оставлено в силе постановление кассации, принятое против налогоплательщика, который не указывал в путевых листах точные места следования автомобилей. В том деле определяющим аргументом было сомнение в производственной направленности поездок в связи с отсутствием указаний на пункты назначения.

Так что, с учетом, что постановление по делу № А40-19421/2013 кассация приняла позже, чем вышло определение ВАС по делу № А55-23291/2012, можно более оптимистично оценивать перспективы компаний, которые не указывают в путевых листах информацию о маршруте транспорта в служебных целях.

Эти два дела рассматривались кассационными судами разных округов. В пользу налогоплательщика было принято решение ФАС Московского округа, а в пользу налоговиков - ФАС Поволжского округа.